Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Categories:

Ждем Нобеля по экономике за влияние микробов на рынок?

И вовсе даже не издеваюсь, а экстраполирую. :) Я изучала экономику в разных видах в течение 8 лет в 90-е (включая даже полгода «Капитала»). Традиционно экономика достаточно абстрактна – рациональные субъекты принимают рациональные решения, цена как функция спроса и предложения и прочая математика.

Но! Субъекты, может, и рациональны, а люди совсем нет. И хотя цена в широком смысле действительно зависит от спроса и предложения, человеческая иррациональность играет огромную роль. Например, статусные вещи (товары класса люкс/премиального сегмента) должны быть дорогими не из-за стоимости производства или недостатка предложения, а потому что дешевые вещи не соответствуют статусным ожиданиям. То самое "ты лох, такой же галстук за углом дороже".

Или вот продукция Apple. Apple консультировалась с Арнольдом Минделлом, как им выиграть в конкурентной борьбе с PC еще в 90-е. Минделл специализировался на работе с большими группами и посоветовал вкладывать деньги не в рекламу продукта, но в создание «ощущения», что пользователи Apple лучше и круче остальных. Стратегия продвижения оказалась эффективной. В 2011 г. МРТ-исследование показало, что Apple и религия возбуждают те же зоны головного мозга, вызывая чувства одинаковой силы (так что спорить с убежденными пользователями Apple бессмысленно в той же степени, что и с религиозными фанатиками).

Однако классическая экономика не обращала внимания на человеческую нерациональность, да и на любую другую «нерыночную» деятельность. Практически до Гэри Беккера, который ввел в экономику традиционные социологические предметы (от расовой дискриминации до наркозависимости), за что и получил Нобелевку в 1992 г.

Но и все равно в мейнстримовой экономике продолжали упорно говорить о предельной полезности и прочей абстракции вплоть до начала 21 века. В 2017 г. Нобеля получил Ричард Талер за вклад в поведенческую экономику. Вместе с психологами Тверски и Канеманом он исследовал, как наши привычки, предпочтения и предрассудки влияют на наше поведение на рынке – а тем самым и на экономику.

Это была история. Сейчас экстраполяция. Все больше и больше исследований проводится по роли микробиома (всей совокупности микроорганизмов, живущих в нас и на нас) в психологии и когнитивных нейронауках. Например, около 90% нейротрансмиттера серотонина производится именно в кишечнике с помощью микробов. С низким уровнем серотонина связывают пониженное настроение, депрессию, аутизм и даже боль в спине. Пересадка микробиоты пока не слишком хорошо изучена, но проводятся исследования по применению ее, в числе прочего, при неврологических заболеваниях.

Также точно установлено, что пересадка этой самой микробиоты делает из активных лабораторных мышей пассивных и наоборот. То есть – состав микрофлоры кишечника меняет «врожденный» характер/темперамент. А в человеке тот или иной состав микрофлоры может повлиять на его стремление к покупкам или, наоборот, к минимализму.

Известно также, что токсоплазма (паразит, передающийся от кошек и птиц) меняет поведение и крыс, и людей. В частности, у них повышается склонность к риску и снижается скорость реакции. Токсоплазмозные предприниматели и управляющие хедж-фондами будут делать свою работу совершенно по-другому, чем их коллеги, свободные от паразитов. А это в свою очередь повлияет на «функционирование рыночных механизмов», выражаясь словами Нобелевского комитета. Quod erat demonstrandum!

Tags: Мысли вслух, Эти странные зверушки - люди, Этический маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments