Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Categories:

Первый фейковый фотомонтаж в истории (ОК, из известных :))

На Coursera есть неплохой курс Прямой эфир!: История искусства для творческих работников, мультипликаторов и разработчиков игр. Он очень «американский», там много об афроамериканском и феминистском искусстве и маловато обо всем остальном. Однако, интересно. Что меня поразило – уже при зарождении фотографии ее использовали в политических целях и изменяли для введения в заблуждение. Так что фэйковые фото – вовсе не примета нашего времени.

Те, кто учился в СССР, еще помнят Парижскую коммуну как пример первой пролетарской революции. Просуществовала она 72 дня и в 1871 году была жестоко подавлена – с сопутствующей резней и прочими кровавыми ужасами. Об ужасах можно почитать в интернете, а сейчас об одной из самых известных фотографий женщин Парижской коммуны. Вот она (по клику откроется в большом размере):



Коммунарки работали на походных кухнях и в госпиталях, шили обмундирование, а позже героически сражались на баррикадах. Были среди них и «поджигательницы», они же «петролейщицы» (pétroleuse), якобы поджигавшие в последние дни Коммуны правительственные здания и дома буржуазии. Многих коммунарок поймали и осудили, именно они – на фотографии Эжена Аппера.

Эжен Аппер ходил в тюрьмы и снимал заключенных. Делал он это не столько по заданию правительства, а вполне с коммерческой целью. Эти фотографии покупали как друзья и сочувствующие заключенным, так и полиция для своих архивов.

Как и следовало ожидать, после подавления Парижской коммуны женщин-коммунарок демонизировали и представляли как ненормальных, недоразвитых или вообще созданий дьявола. В рисованных карикатурах их изображали со свиными лицами и прочими непривлекательными чертами.



Фотографии, разумеется, рассказывали несколько другую историю (12 фотографий «поджигательниц» можно увидеть вот здесь).

Это Кристин Даржан – канонир.



Викторин Луве отлично стреляла и фехтовала (фото не Аппера).



Однако, и тут подвох.

Вот та большая фотография женщин-коммунарок – фотомонтаж. И Эжен Аппер, не испытывавший ни малейшей симпатии к Коммуне, с некоторыми портретами обошелся весьма вольно. В правом нижнем углу фотографии - верхняя половина Изабель Ретифф (позже приговоренной к смертной казни), скомбинированная с нижней половиной некой другой женщины. Возможно, для современного глаза в ее позе нет ничего особенного. Но в то время для женщин считалось предосудительным сидеть с широко расставленными ногами:



В левом нижнем углу фотографии, в центре группы женщин - Гортензия Давид, наводчица оружия. На оригинале тюремного портрета она стоит, скрестив руки на груди. Здесь же – одна рука в бок, другая держит бутылку с вином. «Пьют» и другие женщины вокруг нее.



Все это, чтобы показать, что коммунарки - не приличные женщины, знающие свое место в жизни, а девиантки, распутницы, пьяницы.

Ничто, в общем, под луной не ново.
Tags: Войны-революции-политика, О фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments