Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Categories:

Эффект незавершенного действия

В рекламе и маркетинге, в том числе «партизанских», часто используется эффект незавершенного действия, известный также как эффект Зейгарник. Состоит он в том, что люди лучше запоминают нерешенные задачи. Заданный в рекламе вопрос, ответ на который можно найти только на сайте («Правда ли, что у Джорджа Вашингтона были деревянные зубы?»), запоминается. Кусок интересной информации ("У Джорджа Вашингтона были деревянные зубы") – запоминается хуже.*

Советский психолог Белла Зейгарник в 20-е годы стажировалась в Берлине у известного тогда ученого Курта Левина. Как-то в кафе они обнаружили официанта с феноменальной памятью – он запоминал все заказы, сделанные клиентами, но… ровно до того момента, пока клиенты не расплатятся. Психологи решили посмотреть, а как обстоит дело с другими людьми. Зейгарник просила испытуемых решать интеллектуальные задачи. Время на решение она определяла произвольно, в любой момент могла заявить, что время истекло, и задача не решена.

Через некоторое время испытуемых просили вспомнить задачи, которые им давались. Выяснили, что нерешенные задачи запоминались примерно в два раза чаще, чем решенные. Возможно, это связано с ненаступлением разрядки мотивационного импульса и сохранением эмоционального напряжения. Возможно, кстати, аналогичным образом мы лучше помним неразрешенные конфликты, неудовлетворенные желания, неразделенную любовь, чем то, что благополучно разрешилось.

Вот у меня с этим эффектом забавная ситуация. В нашу институтскую компанию под конец ее существования приехал еще один немец, Франк. Единственный был из «западных» немцев (в девяностые это имело значение), внешность типично арийская, полиглот, милый такой, мягкий и заботливый. У Франка было пристрастие к серебряным кольцам, но манерности за ним не замечалось, и занимался он аудитом, а не дизайном. Ребята-немцы пару раз сказали, что он, кажется, гей, но в компании никакой роли это не играло, и никто его ориентацию прояснить не пытался. А меня этот вопрос все-таки волновал, потому что Франк по отношению ко мне был особенно милым и заботливым и приглашал путешествовать вместе. И мне хотелось некоторой определенности - ухаживание это или просто дружеское расположение. :)

Это для меня так и оставалось загадкой несколько лет, и вот эта загадка в памяти зависла по эффекту Зейгарник. И вроде как смутно помню, потом как-то выяснилось, и мы даже говорили с Франком о том, как его мама относится к его ориентации. Тем не менее, каждый раз, общаясь с ним (а видимся/переписываемся мы сейчас довольно редко) я это напрочь забываю, и опять пребываю в неуверенности, вот тот молодой человек, с которым Франк живет – это бой-френд или рум-мэйт? А та девушка, с которой они путешествовали – подружка или так? И если Франк перестал общаться с ним или с нею, надо пожать плечами, мол, бывает, или выразить подобающее случаю сочувствие?

Это он как раз приезжает в Москву, и я опять в недоумении насчет вот того молодого человека, с которым Франк живет. :)))
_____________________________

* Не знаю, были ли. :) Сама увидела в рекламе, запомнила, но проверить было лень. :)
Tags: Эти странные зверушки - люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments