?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Богатый = умный? - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Богатый = умный?
Помните чеховских «Толстого и тонкого»? А феномен, когда «звезды» рекламируют то, в чем специалистами не являются? У Млодинова в «(Не)совершенной случайности» приводятся эксперименты, показывающие, что более успешных/богатых считают более умными, мудрыми и т.д., и наоборот. И зачастую люди склонны думать, что те, кто добился успеха, и те, на чью долю выпали страдания, заслуживали это. Хотя, по Млодинову, и то, и другое в огромном числе случаев является случайностью. Но об эксперименте.

«…ученые выбрали пары добровольцев, которым поручили совместно выполнить какие-то бессмысленные задания. Так, например, в одном из заданий участникам эксперимента на мгновение показали черно-белое изображение, после чего их попросили определить, в верхней или нижней части изображения было больше белого цвета. Перед выполнением задания пары подбирались случайным образом, но так, чтобы доходы одного из участников существенно превышали доходы второго. Пока участники эксперимента об этом не знали, споров между ними практически не возникало. Но когда им сообщили, кто из них сколько получает, те, у кого зарплата оказалась больше, стали не так внимательно прислушиваться к своим напарникам, чем те, кто зарабатывал меньше. Даже случайная разница в доходах приводила людей к мыслям: у них разный уровень мастерства, а значит, и разная степень влиятельности. И когда речь идет о личном и карьерном росте, от данного факта нельзя отмахнуться.»

«Увы, все, кто одеваются таким образом, чтобы производить впечатление успешных людей, прекрасно знают, с какой легкостью зарабатываемые деньги могут ввести окружающих в заблуждение.»

Насчет же стремления думать, что страдающие заслуживают своих страданий, я думаю, это от тревожности - психологическая защита. Очень страшно признать, что страдания и успех – случайны. Значит ведь, и ты можешь ни с того ни с сего попасть в Читинскую тюрьму. Если же страдания «заслуженные», это снижает тревожность – «я не заслуживаю, меня не коснется».

Tags:

40 уже сказали / Скажите сами
Comments
bezborodkin From: bezborodkin Date: July 25th, 2010 09:17 pm (UTC) (Link)
> Хотя, по Млодинову, и то, и другое в огромном
> числе случаев является случайностью.

А что он понимает под случайностью? Учитывает ли он такой тонкий механизм, как карма? :)
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: July 25th, 2010 09:19 pm (UTC) (Link)
Не, он математик :))
From: truerps Date: July 25th, 2010 09:21 pm (UTC) (Link)
Это так.
web_mistress From: web_mistress Date: July 25th, 2010 09:25 pm (UTC) (Link)
:))
zlatenika From: zlatenika Date: July 25th, 2010 09:57 pm (UTC) (Link)
Чтобы добиться успеха, нужно ещё и воспользоваться удачным случайным моментом. Поэтому, мне кажется, в возвышении успеха какое-то рациональное зерно есть.
А страдания совсем случайны, согласна. :)
bezborodkin From: bezborodkin Date: July 26th, 2010 01:54 am (UTC) (Link)
Не совсем согласен. Страдания бывают разные: одни более случайные, другие менее. Некоторые в глубине души любят пострадать, и поступают соответственно.
zlatenika From: zlatenika Date: July 25th, 2010 10:04 pm (UTC) (Link)
Офтопик
Мы тоже встретили разводчиков. Но наши были простыми и наивными: «мы туристы, у нас кончился бензин, дайте нам денег в обмен на золотое колечко». Деньги на бензин, конечно, очень актуальны в чистом поле в десятках километров от ближайшей АЗС.
web_mistress From: web_mistress Date: July 26th, 2010 02:36 am (UTC) (Link)
Ого! :))) А где это было? :)
iris_k From: iris_k Date: July 25th, 2010 11:36 pm (UTC) (Link)
Насчет успеха спорить не буду, а вот насчет страданий - смотря что мы подразумеваем под страданиями. В ряде случаев люди, таки да, не просто заслуживают - сами являются творцами.
web_mistress From: web_mistress Date: July 26th, 2010 02:41 am (UTC) (Link)
Согласна, и с тем, что некоторые любят пострадать - согласна. При этом большая часть успехов/неудач все-таки стечение обстоятельств - ну вот повезло мне, что девушка, которую хотели брать когда-то на мою должность, передумала работать вообще, а в тот момент, как начальница грустно пересматривала резюме остальных претендентов, включая мое, я как раз ей и позвонила. :)) Хотя о Женевских конвенциях я до того и не слышала вовсе, как и об МККК. И может так же не повезти, когда сведет с людьми-интриганами, скажем. Не, если уходить в эзотерические материи, то, видимо, так нужно для человеческого развития и т.д., но если не уходить - то многое случайность.
From: (Anonymous) Date: July 26th, 2010 12:07 am (UTC) (Link)

from Mike

Да, разумеется.
web_mistress From: web_mistress Date: July 26th, 2010 02:42 am (UTC) (Link)

Re: from Mike

Ты тоже считаешь, что Тинькофф умнее Перельмана? :))
undinga From: undinga Date: July 26th, 2010 05:56 am (UTC) (Link)
Возможно может прозвучать глупо, но для меня существуют разные категории ума. Например, то, что принято называть житейским умом, для меня в корне отличается от ума, которым обладает тот же Перельман.

Насчет случайностей, прочитала Ваш пост "О (не)совершенных случайностях" и вспомнила две истории из своей жизни, наверное, такие же "невероятные" как Ваша. Убеждена, что случайности очень многое могут определять.
web_mistress From: web_mistress Date: July 26th, 2010 06:24 am (UTC) (Link)
Да, для меня тоже существуют разные категории ума. Одно дело - решать задачки, другое - хакнуть компьютерную сеть, третье - построить успешный бизнес.

И да, случайностями определяется очень многое. Мало того, успех объясним часто задним числом, но редко прогнозируем. Кассовые сборы, популярность книг или проектов - особенно яркие примеры.
arusinov From: arusinov Date: July 26th, 2010 07:42 am (UTC) (Link)
Ага:) Персонажа, сообщающего что-то вроде "если ты умный, то почему не генерал?" можно встретить разве что в антимилитаристской комедии. А вот господа, вопрошающие (в разных вариациях): "если ты умный, то почему бедный", встречаются то и дело, по крайней мере в ЖЖ...
Неужели не понятно, что успех в "ведении бизнеса" является столь же частным случаем, как и быстрое продвижение по армейским рангам - и о способностях человека говорит никак не больше?
web_mistress From: web_mistress Date: July 26th, 2010 08:00 am (UTC) (Link)
В общем, да. :) Вернее, оно говорит о способности оказаться в нужное время в нужном месте, но не гарантирует, что это связано с количеством и качеством серого вещества. :)
amdeluxe From: amdeluxe Date: July 26th, 2010 10:31 am (UTC) (Link)
"чем Те, кто зарабатывал меньше"
да, интересный факт... :)
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: July 26th, 2010 10:46 am (UTC) (Link)
Вроде интуитивно понятно, что это так, но теперь и подтверждения есть. :))
kiniv From: kiniv Date: July 26th, 2010 05:41 pm (UTC) (Link)
Я, наверное, очень примитивен, но я не могу понять, как это успех случаен?

Успех, мне лично, трудно определить. Но если измерять его в материальном достатке, то я не знаю случайно успешных людей. Случайность и стечение обстоятельств это конечно хорошо, но для начала надо что-то сделать. Надо дойти до той точки, в которой это случайность произойдет.

Несчастный случай - это, конечно, дело другое. Когда молодой спортсмен получает серьезные травмы, а молодой талантливый студент все должен бросать и идти работать, чтобы прокормить семью. Кто-то теряет зрение и т.д. и т.п. это все случайно, от этого не застрахован никто. Хотя есть люди, которые все это преодолевают.

Мне в голову сразу пришла статья в Эксперте, на которую ты как-то давала ссылку, про российское село и его психологию. ЕМНИП, там как-раз народ считал, что от него ничего не зависит и дергаться не надо. Вот они и не дергаются.

Интересно, как много успешных людей уверенны, что их успех совершенно случаен и от них ничего не зависит? Или даже не так. Много ли успешных людей, которые до того, как стать успешными, считали, что от них ничего не зависит? :)
web_mistress From: web_mistress Date: July 27th, 2010 05:45 am (UTC) (Link)
Успех часто случаен. Да, некоторые для этого что-то делали. Некоторые - нет, некоторых вообще на улице нашли (Наталья Водянова, скажем). Если ты что-то делаешь, шансов на успех у тебя, наверное, больше, чем если ты не делаешь ничего. Но тоже не факт. Успех во многом зависит от того, оказался ли ты в нужном месте в нужное время. А также - с нужным образованием-опытом-связями-семьей. Моих однокурсников родители устроили в Центробанк, Лукойл и т.д. Связан ли их успех с их собственным трудом? Конечно. Но если бы не родительские связи, вряд ли бы они сейчас занимали те посты, которые занимают. А была ли Алсу такой популярной, если бы папа не вложил деньги в раскрутку? А была ли Монро секс-символом сейчас, когда в моде анорексичные девушки?

Гагарин и Титов обладали равными умениями и готовили их как дублеров. Тем не менее, первым человеком в космосе навсегда стал Гагарин - из-за более располагающей внешности, абсолютно русского имени и рабоче-крестьянского происхождения. То же и с Терешковой - женщин-космонавтов было, не помню, то ли четыре, то ли шесть, но она единственная - из рабоче-крестьянской семьи.

И если о бизнесе - просчитать успех тех или иных фильмов, книг, музыки практически невозможно. Они создаются раньше, чем выходят на публику. К этому времени настроения публики могут измениться.

И наоборот - Ван Гог, скажем, умер в нищете, и популярность к нему пришла позже. Баженов строил прекрасное Царицыно, но матушка-императрица приехала невовремя, не в ту погоду, не с той стороны, и вообще рассталась уже с тем любовником, с которым хотела в Царицыно уединяться. Ну и в таком настроении ей ничего не понравилось. Премьера "Кармен" Бизе закончилась полным провалом, Бизе умер от разочарования. А между прочим, до сих пор, уже полтора столетия почти, является самой популярной театральной постановкой.

Так что и успех, и неудача во многом случайны.
40 уже сказали / Скажите сами