Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Categories:

Моральная жизнь младенцев: новый взгляд на общечеловеческие ценности

Спор о том, есть ли общечеловеческие ценности, сводится, в конечном счете, к одному. А именно, запрограммированы ли человеческие особи природой на "хорошее" поведение, или это прививается только социумом. Дети отнюдь не являются примером божественной или даже братской любви. Если кто не верит в "Повелителя мух", поведение детей-солдат в Африке не оставляет в этом сомнений (по ссылке четыре части репортажа, рекомендую).

Остаются младенцы, которые еще не успели подвергнуться воздействию социума. А с ними большая проблема в коммуникациях, поэтому долгое время считалось, что младенцы – чистый лист, который социум заполняет своими требованиями. На самом же деле, младенцев для опытов просто не умели готовить. (На этом месте, когда я Ириске с Пашей рассказывала эту историю, Паша меланхолично вставил: "Ну да, с мацой надо".)

"Не так давно группа исследователей наблюдала, как годовалый мальчик вершил правосудие собственными руками. Малышу только что показали кукольное представление, где одна кукла играла в мяч с двумя другими. Центральная кукла бросала мяч правой, та бросала мячик обратно, центральная бросала мячик левой – а та убегала с мячиком. Затем две крайние куклы спустились со сцены к малышу, и перед каждой положили конфеты. Мальчику предложили забрать конфеты у одной из них. Как большинство детей в этой ситуации, малыш забрал конфеты у "плохой куклы". Но этого наказания ему показалось недостаточно – мальчик потянулся и ударил "плохую" куклу по голове." Отсюда.

В исследованиях принимали участие малыши в возрасте от 9 до 15 месяцев. Их реакция была одинакова. В другом опыте – когда шарик с нарисованным лицом помогал кубику с нарисованным лицом подняться в горку, а пирамидка мешала – выбирали шарик. (Для чистоты эксперимента, разумеется, фигурки меняли местами - а то вдруг младенцы просто предпочитают шарики пирамидкам.) То есть, в подавляющем большинстве случаев младенцы выбирали (предпочитали иметь дело, "награждали") тех, кто помогал кому-то или делал кому-то доброе дело.

В подавляющем, но не во всех. Единственное исключение меня лично поразило. Итак, повторение первой сценки – три куклы: центральная, "хорошая", "плохая". Потом к куклам выходит четвертая и дает сладости всем, включая "плохую" – "незаслуженно". И выходит пятая, которая "плохую" наказывает. Малышам выносят четвертую (добренькую) и пятую (строгую, но справедливую). Выбирают ту, которая наказывает, восстанавливая "справедливость". То есть, даже для малышей от 9 до 15 месяцев восстановление справедливости важнее, чем доброта без разбору. Не сталкивались они еще с матерью Терезой.

Сначала я в восторге рассказала обо всем этом подруге-психологу. Она заметила, что вывод о врожденной тяге к справедливости (и, таким образом, зачатках общечеловеческих ценностей) неоднозначен. Другим объяснением может быть, что малыши "ловят мораль" на невербальном уровне, наблюдая за реакцией окружающих. (Хотя и это удивительный факт – значит, малыши понимают и усваивают намного больше, чем подозревают взрослые). А вот Ириска сказала, что не так уж много вокруг малышей 9-15 месяцев окружающих, не высший свет, однако, чтобы мораль усваивать.

В общем, вопрос открыт. Но любопытственно.

PS. Что интересно, эксперименты проводились в соседнем здании с тем, где Стенли Милгрэм когда-то проводил свои.
Tags: Войны-революции-политика, Мысли вслух, Эти странные зверушки - люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments