Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Categories:

Причуды русского зодчества: отсутствие симметрии окон и внутренних лестниц

Русское зодчество c его палатами и теремами поразило меня изначально тем, что веками обходилось без двух вещей, в западной архитектуре немыслимых – без симметрии окон и без внутренних лестниц. Русские их просто не придумали. «Фрязины» (итальянцы), перенявшие греческие традиции золотого сечения и прочая, и прочая, завезли в Москву эти «новинки», когда приехали строить московский Кремль, то есть в конце 14 века. Естественно, что переняли их не сразу, и дома простого люда или консервативных бояр строились по старинке еще пару столетий. Строили так - кладет каменщик кирпичи, кладет, думает, о, не сделать ли мне окошко. И делает. Безо всякого предварительного расчета.

Ничего, говорящего о русской недалекости, кстати, в этом нет. Камрад Сильвер (у которого классическое музыкальное образование) рассказывал мне как-то, что западный гармонический ряд отличается и от индийского, и от арабского, отчего последние считали ущербными. Пока не разобрались, что у них просто другая система построения звуков, значительно более сложная и плохо воспринимаемая западным ухом.

У русских тоже была своя «гармоническая система» в зодчестве, отличная от западной классики. Касательно окон она выражалась в том, что чем больше и разнообразнее (сейчас бы сказали, креативнее) они украшены, тем лучше. Мой любимый Собор Покрова, что на Рву, он же собор Василия Блаженного – яркий тому пример. (ОК, Ле Корбюзье назвал его «бредом пьяного кондитера», но я лично всегда предпочту Василия Блаженного чему-то вот такому.)

Проблема отсутствия внутренних лестниц решалось за счет красивого внешнего выхода со второго этажа (никак иначе с одного этажа на другой попасть было нельзя). Я эти внешние лестницы с резными крышами помню по русским народным сказкам, они и вправду частенько сказочные. Как у того же Василия Блаженного (16 век).



Центральный вход, рядом с Мининым и Пожарским.



А это – Храм Троицы Живоначальной в Никитниках, что сразу за зданием Администрации Президента на Старой Площади. Одна из самых красивых построек допетровского времени, узорчатый стиль, заменивший в России европейское барокко.



К сожалению, у меня не получилось снять ее хорошо (и я не могу найти в новом Фотошопе, как выправить перспективу), но общее представление эта фотография дает.



Иногда на внешние лестницы выводили крытые сени, как в Храме Трёх Святителей на Кулишках. В этом случае вход на первый этаж располагается сбоку, а не под внешней лестницей, как часто делали. Известна эта церковь с 1406 г. как церковь Флора и Лавра, лошадиных покровителей, так как рядом находились великокняжеские конюшни. После пожара 1547 г. конюшни перевели в Чертолье (район близ станции метро "Кропоткинская"), а церковь стала называться "что у старых конюшен". Позже ее освятили во имя трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Богослова.



Бывали, конечно, лестницы и попроще. Вот эта, например, рядом с палатами бояр Романовых на Варварке.



Это же здание – яркий образец полного отсутствия оконной симметрии:



Кстати, с Варварки можно зайти в магазинчик в этом здании. Он православный, но там есть отличные и относительно недорогие сувениры, а рядом же – православная трапезная, где пекут пирожки. Заодно обратите внимание на круглые своды и высоту дверей. Даже при моем невысоком росте - маловаты. :)

А вот еще один пример - Английское подворье на Варварке, одно из самых старых зданий в Москве.



Как ни удивительно, зданий с отсутствием оконной симметрии в Москве сохранилось не так мало. Вот, например, палаты иконописца Симона Ушакова 16 века - в Ипатьевском переулке, рядом с Варваркой. Они, конечно, перестроены, верхние окна расширены, вырезана дверь. Но вот это беленькое окошко между четырьмя ровненькими с «кокошниками» – вполне себе старое. И если приглядеться к двум нижним – тоже видно, что они не слишком-то по центру расположены.



К сожалению, целиком дом снять невозможно, но за воротами виден верх заложенной арки – там была та самая внешняя лестница. Палаты Ушакова, кстати, прекрасный пример того, что чем более разные украшения окон – тем красивее. Вот как раз за воротами окна очень разные.



Лет тридцать назад в Ипатьевском переулке при прокладке траншеи нашли крупный клад в сосуде из красной меди из 3398 испанских монет XVI—XVII веков из серебра индейских племён весом свыше 74 килограммов.

Еще интересная особенность – если идти по переулку от палат Ушакова к Варварке, по обеим сторонам будут старые купеческие склады, оптовые, как бы сейчас сказали. Туда привозили товар, и там раскупали товар. А поскольку местность холмистая, то рядом с воротами сохранились каменные столбики, к которым привязывали телеги. Они, конечно, сейчас ниже, чем были, Москва значительно поднялась.

А это – палаты в Колпачном переулке. Если зайти к ним со стороны Лютеранской церкви Петра и Павла, то видна кирпичная кладка – со всей оконной асимметрией, кокошниками и бывшим входом на второй этаж.



А и, кстати, итальянцы-итальянцами, а оконная симметрия русскими воспринялась не сразу. Троицкая башня Кремля (та, через которую входят экскурсанты, рядом с Манежем) строилась по проекту Алоиза Фрязина Миланца. Однако если взглянуть на нее сбоку - ууу, сколько там разнообразных разномастных окошек. :) Правда, я не сфотографировала, уже темно было.

Ближе всего к метро, буквально в двух шагах, палаты Аптекарского приказа в Староваганьковском переулке за Библиотекой им. Ленина. Можно не только сводчатыми потолками полюбоваться, но и пообедать или поужинать, какой-то там японский ресторан, в которых я совсем не разбираюсь.

А вот теремов в Москве не осталось, правда, восстанавливают в Коломенском дворец Алексея Михайловича, отца Петра I - и я очень, очень рекомендую съездить, сказочное здание. Что любопытно, в описании сказано - Алексей Михайлович сам следил за строительством и в теремах применяли оконную симметрию. :)
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments