?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Деньги, удовольствия и клиенты психотерапевтов - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Деньги, удовольствия и клиенты психотерапевтов
Начала тут читать Лоуэна "Удовольствие: творческий подход к жизни" и на середине книжки решила прекратить. Я с некоторых пор крайне осторожно отношусь ко мнению практикующих психотерапевтов о людях в целом. Потому что считаю, что у них выборка нерепрезентативная. Лоуэн, например, основываясь на общении с богатыми и успешными пациентами, делает вывод, что богатство и успех не приносят счастья и удовольствия, поэтому не надо этого достигать. Это хорошее утешение для бедных и неуспешных, но сформулировано неверно. Разумеется, богатство и успех не принесли удовольствия и счастья пациентам Лоуэна, но странно судить обо ВСЕХ богатых и успешных людях по клиентам психотерапевта. Аналогичным образом можно было бы сказать про бедных - что отсутствие денег и успеха не приносит счастья и удовольствия. Проблема только в том, что Лоуэн, видимо, не мог судить о бедных, поскольку в их бюджет посещения психотерапевта не входили.

Я лично думаю, что людей, которым визит к психотерапевту бы помог, среди неуспешных больше, чем в высших слоях общества. Деньги сами по себе не приносят счастья, но земные материальные удовольствия - очень даже. И для людей, которые умеют ценить земные материальные удовольствия, деньги - большой плюс. А людям, которые умеют наслаждаться духовными ценностями, зеленью деревьев и шелестом дождевых капель, деньги это делать не мешают.

Tags:

39 уже сказали / Скажите сами
Comments
From: spiritualape Date: May 14th, 2009 12:04 pm (UTC) (Link)
Хороший психотерапевт знает, о чем говорит. Лоуэн - плохой психотерапевт. Только и всего.
web_mistress From: web_mistress Date: May 14th, 2009 12:10 pm (UTC) (Link)
Не могу согласиться. Хороший психотерапевт, как хороший хирург - это тот, кто хорошо выполняет свою непосредственную работу. Его мнение о секторе Газа, урожае бананов или Черном квадрате Малевича никак не соотносится с его функциями.
magnunabest From: magnunabest Date: May 14th, 2009 12:08 pm (UTC) (Link)
деньги вообще к счастью никакого отношения не имеют, хотя быть счастливым намного проще, когда тебя не заботят материальные нужды.
web_mistress From: web_mistress Date: May 14th, 2009 12:10 pm (UTC) (Link)
Согласна. :)
nama From: nama Date: May 14th, 2009 12:10 pm (UTC) (Link)
(задумчиво) Да ты знаешь, я тоже подозреваю, что клиентами психотерапевтов становятся не "бедные"или"богатые" (это условные понятия, разумеется) люди, а те, кто будучи хоть бедным, хоть богатым (успешным-неуспешным, состоятельным-несостоятельным и т.д.) все равно имеют какой-то душевный дисбаланс разного происхождения. И, действительно, ощущение счастья или полноты жизни, не зависит от доходов и социальной успешности личности - ну, во всяком случае,линейной зависимости не наблюдается. А если еще точнее - то зависит от того, как выстроена шкала ценностей данного человека. Как-то так.
web_mistress From: web_mistress Date: May 14th, 2009 12:11 pm (UTC) (Link)
Именно. :) И судить по ним о существовании или отсутсвии дисбаланса в популяции в целом, я считаю некорректным. :)
olkab From: olkab Date: May 14th, 2009 01:47 pm (UTC) (Link)
Да, рай может быть и в шалаше. Когда нам по 16. С течением времени у большинства возникает необходимость в финансовой и социальной защищённости, которая не есть гарантия счастья, но некая база душевного спокойствия - для всех, кроме Гаутамы :)
web_mistress From: web_mistress Date: May 14th, 2009 01:49 pm (UTC) (Link)
Угу. :))
From: mrozenfe Date: May 14th, 2009 02:54 pm (UTC) (Link)
У меня есть ученица - социальный работник. Так вот по ее словам 99% "клиентов" службы соцобеспечения (в наших краях, как минимум) - люди с принципиальными психологическими проблемами.

А насчет книги я подумал, что возможный главный bias при ее написании - не выборка, а целевая аудитория.
web_mistress From: web_mistress Date: May 14th, 2009 02:58 pm (UTC) (Link)
Мне тоже кажется. Причем, тут палка о двух концах, у них низкая самооценка и проблемы, поэтому они не могут добиться социального успеха, а отсутствие социального успеха, в свою очередь, создает дополнительное психологическое давление.

Не поняла про целевую аудиторию, что вы имели в виду, Миша?
untonych From: untonych Date: May 14th, 2009 04:05 pm (UTC) (Link)
Исследования уровня счастья -- вполне отработанная методология.

В разных слоях общества.

Прирост дохода действительно даёт прирост счастья. Я точно не помню, когда график в горизонталь превращаяется. По-моему на 5k$ в месяц... ща. Да, у Гилберта, который у нас по счастью главный,-- на 50k$ в год. Это для США.
web_mistress From: web_mistress Date: May 14th, 2009 04:57 pm (UTC) (Link)
О, то есть свыше 50к в год - неважно?
sin_paciencia From: sin_paciencia Date: May 14th, 2009 04:29 pm (UTC) (Link)
как мне повезло с работой и слоями общества. Кстати, в Синге 30 мая будет семинар по счастью, я пристутствую, расскажу о результате вкртаце в ЖЖ ;) Гонконгский препод.
web_mistress From: web_mistress Date: May 14th, 2009 04:58 pm (UTC) (Link)
Буду с нетерпением ждать. :) А у меня мастер Ю 30 мая как раз. :)
olga_podolska From: olga_podolska Date: May 14th, 2009 10:57 pm (UTC) (Link)
Мнэээ... богатство и успех не приносят счастья и удовольствия, - это факт, неоднократно подтвержденный статистически.
К сожалению, небогатство и неуспех все-таки приносят несчастье, а не столь же индифферентны удовольствию, как можно было бы подумать. :)))

Иными словами, обеспеченность и наличие социального признания - это вещи, для счастья необходимые, но, увы, недостаточные. Мне странно слышать про "не надо этого достигать" - подозреваю какой-то косяк перевода, что ли? Поскольку у Лоуэна со здравым смыслом вообще-то все в порядке обычно. Могу предположить, что он имел в виду, что не нужно впадать в невротическую погоню за богатством и успехом.

Если обеспеченность и социальное признание уже есть - увеличение показателей по этим характеристикам счастливости не повысит. Увы. :)
web_mistress From: web_mistress Date: May 15th, 2009 05:06 am (UTC) (Link)
Так вон выше говорят, что все-таки до определенного уровня дохода, деньги повышают счастье и удовольствие. И я по своему опыту склонна согласиться насчет удовольствия. :)
39 уже сказали / Скажите сами