?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Вставайте, граф, вас ждут великие дела! - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Вставайте, граф, вас ждут великие дела!
В «Гениях и аутсайдерах» Гладуэлл опровергает мысль, что размеры, ээээ, IQ и таланта имеют значение для достижения большого успеха. Даже в математике. На вполне убедительных примерах – компьютерных гениев, хоккеистов НХЛ, знаменитых музыкантов, ученых и Криса Лангана – человека с IQ 195 (средний показатель – 100, у Эйнштейна было 150). Крис Ланган так и не получил высшего образования и работает вышибалой.

Лично я от этого известия вздохнула с облегчением. (У меня с IQ не сложилось, едва-едва дотянул до среднего, что в свое время меня очень расстраивало, потому как при золотой медали, красном дипломе и диссертации я рассчитывала на более весомую величину :)). Впрочем, радоваться было рано, потому что большая часть факторов, которые Гладуэлл выделяет в успехе, также не поддаются никакому контролю, предсказанию или личному влиянию.

Во-первых, банальная удача – родиться в нужное время в нужном месте и получить нужные навыки и знания, которые будут востребованы в тот момент, когда ты достигнешь продуктивного возраста. Скажем, начать заниматься компьютерами в то время, когда вряд ли кто-то мог предвидеть их широкое распространение. Оказаться в нужной школе, встретить нужных людей, начать работать в нужном месте и так далее.

Причем важен не только год, но, порой, и месяц рождения. Отбор в хоккейные группы заканчивается в Канаде 1 января. Это значит, что если ребенок родился 2 января, то он будет играть с теми, кто родился в октябре, ноябре и декабре, то есть, кто на полгода-год младше его. А в том возрасте это существенная разница в ловкости, силе, физической подготовке, поэтому январские дети выглядят намного сильнее и попадают в элитные команды, где с ними занимаются лучшие преподаватели. А дальше - самосбывающееся предсказание. В итоге 40% игроков любой элитной хоккейной группы Канады родились между январем и мартом и только 10% между октябрем и декабрем.

Во-вторых, банальный труд – «правило 10 000 часов». «[Исследователям] не удалось найти ни одного человека, который добился бы более высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Не были выявлены и те, кто вкалывая изо всех сил, так и не вырвались вперед просто потому, что не обладал нужными качествами. … И кстати сказать, лучшие студенты работали не просто больше, чем остальные. Они работали гораздо, гораздо больше». Второй вопрос, что талант, тяга к предмету делают этот труд более приятным, интересным, превращают в удовольствие. Но не отменяют. Если хочешь быть гением – все равно 10 000 часов практикуйся!

В-третьих, практическая сметка или бытовая сообразительность, то, что американцы называют street smart. В важности этого качества я и сама не так давно убедилась, даже говорили на эту тему с truerps. Под практической сметкой понимают «знание того, что когда и кому сказать, а также знание того, как с помощью слов добиться максимальных результатов». Этот тип интеллекта кардинально отличается от IQ, и наличие одного не подразумевает обязательно наличие другого. Типичные Чацкий и Молчалин, если кто помнит школьную программу. Первый, может, и умен, но «до степеней известных» дойдет второй.

Как раз эта проблема помешала человеку с самым высоким в мире уровнем IQ Крису Лангану добиться успеха – из-за семейных неурядиц ему пришлось дважды бросать университет, так как договориться, чтобы ему пошли навстречу, он не смог. Тогда как Роберт Оппенгеймер, создатель атомной бомбы, будучи аспирантом, получил всего лишь испытательный срок за то, что попытался убить своего наставника. Причина покушения – призванием Оппенгеймера была теоретическая физика, а преподаватель заставлял его вникать во все тонкости экспериментальной, которую Оппенгеймер ненавидел. Но харизматичность Оппенгеймера открыла ему много дверей, в том числе позволила убедить комиссию не отчислять его из университета.

Многочисленные исследования, проведенные еще в начале 20 века, доказали, что среда, в которой рос человек, оказывает более значимое влияние на его жизненные успехи, и именно она определяет, будет ли человек комфортно чувствовать себя в обществе, как он будет общаться с другими людьми и чего достигать. И тут тоже вывод очень банальный – у людей из «хорошего общества» и «хороших семей» преимущество перед другими. Они не просто знают как, они умеют себя вести, себя преподносить, обходить острые углы, чувствовать иерархию, дистанции и ведут себя в соответствии с этим. Нет, конечно, можно пробивать головой стены, но проходить в открытые двери гораздо эффективнее.

А уж то, что ум никак не равен приятности в общении, по-моему, и говорить не стоит.

В-четвертых, культурное наследие, обусловленное, в том числе, и языком, и письменностью, которые определяют структуру мышления. На этой части я просто повизгивала от восторга. Тут и детально про то, почему евреи в Америке добились такого успеха, почему азиаты проявляют большие способности к математике, почему корейские и колумбийские самолеты чаще терпят аварии, как сложилась современная евроцентричная система образования, и таки да, почему горцы такие горячие, будь то шотландцы, баски или чеченцы. Наверное, еще один пост на эту тему напишу, напоминает немного Культурный код Клотера Рапая.

Tags: ,

65 уже сказали / Скажите сами
Comments
zlatenika From: zlatenika Date: March 27th, 2009 08:22 am (UTC) (Link)
Угу, то есть ППКС.

__
в том числе, и языком, и письменностью, которые определяют структуру мышления
* навостряет ушки * Ой, это очень интересно будет прочитать.
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 08:48 am (UTC) (Link)
Саму книгу очень-очень рекомендую. :) Я все равно так подробно, как Гладуэлл не расскажу. :)))
paperriver From: paperriver Date: March 27th, 2009 08:40 am (UTC) (Link)
IQ тест слишком прост и несовершенен для оценки массы способностей человека под общим названием "интеллект". Интеллект же - всего лишь одна из составляющих успеха. Эмоциональный и социальный интеллект/еmotional intelligence и social intelligence, конечно, пока не так исследованы, как привычный интеллект/intelligence, но за 20 примерно лет вполне, чтоб понять, что чисто интеллект это далеко не все. А удача и воздействие маловероятного ака "черный лебедь" это вообще отдельная интереснейшая тема :)
Гладуэлл талантливо популяризует, открывая двери тем, кто раньше не очень интересовался. Молодец :)
Рапай "копает" поглубже Гладуэлла - все-таки антрополог :)
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 08:47 am (UTC) (Link)
Согласна, что Рапай копает глубже, но вместе с тем, по-моему, Рапай больше... притягивает за уши, что ли. Гладуэлл прекрасный популяризатор, но не исследователь, поэтому его выводы в целом вызывают больше доверия, поскольку ему приходится их больше подтверждать фактами и цифрами. У Рапая же исследования собственные и кое-что в них меня откровенно смущает. Скажем, сравнивая культурные коды Франции и Америки Рапай выглядит лицом небеспристрастным - у него есть сильные эмоции по отношению к той и другой стране и выводы кажутся окрашенными этими эмоциями.. :))
paperriver From: paperriver Date: March 27th, 2009 08:50 am (UTC) (Link)
Да, практическая сметка в рамках IQ это не только кому и что сказать (это больше к эмоциональному и социальному интеллекту относится), а еще и понимание типа "100 раз подряд выпало "черное" - стол явно подкручен" вместо упорного повторения выкладок про 50% :)
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 08:51 am (UTC) (Link)
Практическая сметка - это как раз и есть социальный интеллект в рамках этой книги. :)

Edited at 2009-03-27 08:52 am (UTC)
From: truerps Date: March 27th, 2009 09:19 am (UTC) (Link)
Я тут недавно узнал про синдром Аспергера. Высокий IQ не гарантирует ничего. Если не наоборот. :)
paperriver From: paperriver Date: March 27th, 2009 09:35 am (UTC) (Link)
Выдаюшийся британский математик Ричард Борчердс, удостоенный медали Филдса (типа Нобелевки в области математики), страдает синдромом Аспергера.
Медаль Филдса это не успех?
Хотя в обычной жизни что аспи, что аутистам тяжело. У Эйнштейна, кстати, были признаки аутизма ;)
_alisa_ From: _alisa_ Date: March 27th, 2009 10:07 am (UTC) (Link)
Шикарно. Только на мой взгляд Практическая сметка должна быть не в третих, а в первых. Уж очень много примеров, когда и труд и удача идут после нее.
Я бы даже сказала именно сметка позволяет оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы поймать удачу.
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 01:51 pm (UTC) (Link)
Я думаю, все вместе. :) Без труда и удачи на одной практической сметке достигнешь определенных высот, конечно, но не таких значительных, как с ними. :)
olkab From: olkab Date: March 27th, 2009 10:08 am (UTC) (Link)
Расскажи, расскажи про культурное наследие. Очень интересно.
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 01:53 pm (UTC) (Link)
Ой, тебе понравится! Про евреев вообще чудесно, там такие милые схемы нарисованы про приехавших из Восточной Европы (Россию включая). Папа с мамой либо галантерейщики, либо бакалейщики, а у сыновей ателье или супермаркет, а внуки сплошь врачи и адвокаты. :))
karanagai From: karanagai Date: March 27th, 2009 10:34 am (UTC) (Link)
единственное наставление полученное мной от можно сказать духовного учителя: "всё истино прекрасное требует длительных усилий и сосредоточенности". не устаю повторять себе. не помогает ;)))

спасибо за наводку на Голдвелла. эта книжка, о которой ты говоришь, по-английски называется Outliers?
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 01:54 pm (UTC) (Link)
Ага, она. :) А ты Blink его не читал?
nameless__one From: nameless__one Date: March 27th, 2009 11:34 am (UTC) (Link)
Интересно.

Но вот с месяцем рождения спортсмена - я читал следующее. Впервые пример был приведён во фрикономике и речь там шла о футболистах, при этом ссылки на конкретные цифры не было - просто "родившихся в первой половине года - существенно больше". А потом один из недоверчивых читателей взял и проверил на примере участников нескольких последних чемпионатов мира по футболу - и никакой закономерности не нашёл.
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 01:55 pm (UTC) (Link)
Гладуэлл приводит таблицы, чем меня и подкупает - с фамилиями и датами рождения. :)
nama From: nama Date: March 27th, 2009 11:37 am (UTC) (Link)
Да,в целом абсолютно согласна. Только относительно преуспевания и достижения высоких социальных успехов именно в нашем нынешнем обществе я бы тоже уточнила кое-что :). Высокий IQ - это прекрасно, но иногда уже звучит,просто как издевательство над "высоколобым, лохом" и именно в пресловутом ключе :"если ты такой умный, то почему же ты такой бедный?". То есть не разводятся сами понятия интеллектов :) А вот та самая практическая и житейская сметка, которая чаще всего работает не высококультурной прослойке, где традиционно ценится IQ и эмоциональный, скажем, интеллект, сейчас преобладает. Она является стержневым качеством в обществе, где вообще сбиты и культурные слои и сословные традиции. Строптивую удачу и упорный труд, впрочем, никто не отменил еще нигде :)
"...у людей из «хорошего общества» и «хороших семей» преимущество перед другими" - да, если они будут пытаться реализоваться в том же самом обществе! В ином они выпадут из контекста. Как известно, хорошие манеры и происхождение, ценят в первую очередь люди, сами обладающие подобным же, а у представителей другого сословного происхождения чаще всего, ничего, кроме раздражения и напряжения это не вызывает, увы :(
ИМХО! Но я сужу по личному опыту и по некоторым характерным признакам нашей нынешней "элиты":)
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 01:56 pm (UTC) (Link)
> да, если они будут пытаться реализоваться в том же самом обществе! В ином они выпадут из контекста.

Да, факт. :)

А вот насчет хороших манер и происхождения, пожалуй, не соглашусь. Раздражение и напряжение вызывает демонстрация этих качеств, когда человек противопоставляет себя людям другого сословия, другого ранга. Но такого не происходит, если ранг одинаков, а человек ведет себя естественно и нигде втайне не считает себя выше других из-за манер и происхождения.

Edited at 2009-03-27 02:44 pm (UTC)
emily_entropy From: emily_entropy Date: March 27th, 2009 12:26 pm (UTC) (Link)
Бегу читать. :-D
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 01:57 pm (UTC) (Link)
Потом скажи, что думаешь! :)) Книга - супер, на самом деле. :) Мне понравилась даже больше "Переломного момента", живее написана и разных интересных историй больше.
morfing From: morfing Date: March 27th, 2009 01:30 pm (UTC) (Link)
Согласен! Знаю только одного человека с айкью выше, чем у меня - и чего толку?
Что я, что она - так себе устроились!
web_mistress From: web_mistress Date: March 27th, 2009 01:57 pm (UTC) (Link)
:))))
chimpanzi From: chimpanzi Date: March 28th, 2009 08:21 am (UTC) (Link)
У меня IQ, вроде, приличный, но лень никогда не даст мне возможности построить внятную карьеру.
Евреи, конечно, не дураки, но после того, как я отбила изрядную сумму денег, стыренных у меня одним американским адвокатом - евреем (суперпройдошливой шельмой) - нам, москалям, тоже есть чем гордиться..8)))
From: (Anonymous) Date: March 30th, 2009 02:32 pm (UTC) (Link)

from Mike

Ада, а взять почитать можно? ;)
Вообще, конечно, IQ - это чистой воды умение решать тесты определенного рода. И, насколько я помню, он тренируем - что автоматически обесценивает его в качестве объективной оценки "способностей" (что бы под этим не понималось).
web_mistress From: web_mistress Date: March 30th, 2009 02:58 pm (UTC) (Link)

Re: from Mike

Ага, можно. :) Я наконец дочитала (вернее, досмотрела :)) матмодели мира, из того, что поняла, очень любопытно про прямую связь между несущей способностью земли и вооруженными конфликтами, а также грамотностью женщин и приростом населения. :)
From: serlevin Date: March 30th, 2009 03:40 pm (UTC) (Link)
Ну не знаю, не знаю. Мой пример показывает что на свете полно тупых и бездарных неудачников. При этом IQ тест я сдал на ять, аж 144.

ПС. Кстати, прадон что пропустил твою выставку в Винзаводе - я о ней узнал только что :(
web_mistress From: web_mistress Date: March 30th, 2009 06:35 pm (UTC) (Link)
Вот еще раз утверждаю, что ты к себе несправедлив!!! *делает вид, что нисколько не завидует ста сорока четырем...* :D

А насчет выставки - давай надеяться, что не последняя. :D
65 уже сказали / Скажите сами