Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Categories:

Минделл о психологии, конфликтах, чувствах и проблемах политкорректности

"Евроцентричное мышление призывает: "сделай это сам; будь сильным и независимым; приручай свои эмоции", игнорируя тот факт, что в других культурах упор делается на семью и общество, а за чувствами признается очень почетная роль... Сегодня те, кто разделяет психологию мэйнстрима, поддерживают ценности доминирующей культуры, относя бунт, гнев, ярость, "инфантилизм" и "выпускание пара" (это считается "антиобщественным" поведением) к сфере патологии. Понятие "сознательный" стало синонимом сдержанности в проявлении чувств... Популярные на сегодняшний день представления об "индивидуализации" и уникальности индивида никак не учитывают ценности сообщества."

"Мэйнстрим в США исходит из представления о том, что североевропейская модель поведения является неким оптимальным стандартом. Люди обязаны быть вежливыми и уверенными в себе, они должны разговаривать, не повышая голоса. Они держат в секрете от самих себя страсть, власть, сексуальность и духовность, проецируя их на других людей, которых считают менее образованными и развитыми, чем они сами. Эти проекции порождают сложное сочетание зависти, гнева и влечения."

"Евроцентричный стиль работы с конфликтами акцентирует процедуры, компромиссы и принятие решений и плохо различает эмоциональный фон межличностного конфликта и взаимоотношений. Африканские культуры в большей степени ориентированы на взаимоотношения. В обращении с конфликтами каждый народ нуждается в собственной психологии.

...Двенадцатишаговая программа анонимных алкоголиков оказалось не способна помочь многим черным клиентам. ...подход ААА противоречит афро-американским ценностям. Двенадцатишаговая программа ориентируется на индивидуальность, вступая в диссонанс с теми людьми, чья идентичность все еще тесно связана с принадлежностью к семейному клану. Более того, все варианты этой программы с гордостью подчеркивают свою анонимность. Но ведь черные и без того всю жизнь страдают оттого, что их не желают видеть и слышать. Для них, констатирует Уильямс, анонимность это еще один способ оставаться безличными и отрезанными друг от друга. Черные нуждаются в сообществе, которое позволяет им выражать гнев, ярость, боль и разочарование из-за неудач."

"Политической корректности, то есть представлению о том, что люди не должны быть расистами, сексистами, антисемитами, гомофобами и тому подобное, не хватает понимания того, что предрассудок не пришлось бы запрещать, если бы его не было. Политическая корректность заставляет скрывать предрассудок. Люди, принадлежащие к политическому меньшинству или маргинализированной группе, испытывают некое подобие паранойи, потому что политическая корректноcть спрятала под ковром факт доминирования мэйнстрима, отчего с ним и стало труднее справляться. Порой те, кто высказывают свои предрассудки открыто, оказываются нашими лучшими союзниками."

Это мне, в принципе, хорошо понятно. Очень сложно бороться против чего-то, что ты ощущаешь на невербальном уровне, но на вербальном это никак не проявляется. И тогда чувствуешь беспомощность. В ответ же на гадость всегда можно ответить, или перестать общаться, или как-то очертить границы того, что ты готов терпеть, а что нет.

Минделл увлек меня поначалу так же, как и Лоренц. А к концу книги "Сидя в огне" так же, как и Лоренц, несколько разочаровал, поскольку уж слишком принуждает к действию в том направлении, которое он считает правильным, и вообще переходит на лозунги. Это, впрочем, нисколько не умаляет прекрасных мыслей и концепций трех четвертей книги, очень рекомендую. Хотя я так и не поняла, почему использовать свой ранг, по Минделлу, так важно для разрешения конфликта. По-моему, скорее, наоборот. А вот осознавать - важно точно.
Tags: Мысли вслух
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments