Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Category:

Пираты 21 века: Что? Где? Когда?

Что?

Еще Цицерон, который, похоже, по всем поводам имел свое мнение, назвал их hostis human generis – "враги человеческого рода". Вам кажется, что морское пиратство – это несовременно? Сокровища капитана Флинта, Сильвер с деревянной ногой и попугаем на плече, Карибское море, по-вашему, давно в прошлом? Как бы не так. Современные пираты, правда, не ходят с кривыми ножами и не носят треуголки, у них быстроходные катера, гранатометы и автоматическое оружие. С середины девяностых число только зарегистрированных пиратских нападений на торговые суда увеличилось вдвое, достигнув 469 в 2000 году. И здесь еще не учитываются нападения на яхты, по разным оценкам достигающие 3000 в год. Обеспокоенные судовладельцы настояли на принятии мер, после чего с несколько лет наблюдался спад в пиратской активности, но в прошлом году – снова увеличение на 10%, причем нападения стали более жестокими – 18 угонов судов, 292 члена команды захвачено с целью получения выкупа, 64 человека ранено, пятеро убито и трое числятся пропавшими без вести. За первый квартал 2008 года число пиратских нападений увеличилось еще на 20% - за счет обострения ситуации в Нигерии и Сомали.

Ну и что, скажете вы, какое мне дело до пиратов, промышляющих где-то в южных морях, они не имеют ко мне никакого отношения. Подумайте еще раз. Меры предосторожности и страхование значительно удорожают морские перевозки. После нападения на французский нефтяной танкер в Красном море у берегов Йемена в 2002 году, стоимость страхования судна (без груза!) возросла с 150 000 до 450 000 долларов США за один рейс. При обычной перевозке двух миллионов баррелей нефти одно только это повышение стоимости страхования означает удорожание нефти на 15 центов за баррель. То же самое касается и других типов грузов. И, разумеется, все это в конечном счете мы оплачиваем из собственного кармана. Глобализация-с.

"Индустрия" пиратства оценивалась в 2000 году в 16 миллиардов долларов США. Если бы пиратскими акциями торговали на фондовой бирже, в 2000 году они бы обошли Microsoft. So much for modern technology.

Где?



Картина самых опасных мест в мире с точки зрения пиратских нападений видоизменяется. Карибское море в прошлом. Малаккский пролив между Индонезией и Малайзией – долгое время считавшийся наиболее опасным – патрулируется совместно силами Индонезии, Малайзии, Сингапура и Японии, из-за чего число пиратских нападений там несколько снизилось. То же самое касается и порта Читтагонг в Бангладеше. Зато Нигерия и Сомали совершили неожиданный рывок – пятая часть всех пиратских нападений происходит в районе Лагоса, и очень много – в Аденском заливе между Сомали и Йеменом.

Сомали – страна, шестнадцать лет находящаяся в состоянии гражданской войны. При огромной протяженности береговой линии (свыше 3000 км), Сомали не имеет своего военно-морского флота и не в состоянии обеспечить порядок на своей территории. Некоторое затишье наблюдалось в те шесть месяцев, когда у власти в южной части страны стоял "Союз исламских судов" (от слова "суд", не от слова "судно" :)). Жесткое исламское правление, с одной стороны, снизило число пиратских нападений в регионе, но с другой – уж очень напоминало талибан и вызывало серьезные опасения у "мирового сообщества" (финансирование со стороны Ирана и Сирии эти опасения только усугубляли). Поддерживаемые США вооруженные силы соседней Эфиопии свергли "Союз исламских судов", и Сомали снова оказалось в руках полевых командиров и вождей племен, борющихся за власть, а до усмирения пиратов никому из них дела нет.

Сомалийские пираты не отличаются робингудовской любовью к соотечественникам. В июне 2005 года они захватили судно «Семлов» с продовольственной помощью ООН для жертв цунами, и только через 100 дней все же вернули судно и отпустили членов экипажа. В октябре 2005 года был захвачено еще одно судно Всемирной продовольственной программы ООН, после чего глава ВВП пригрозил вообще внести страну в черный список на 10 лет, а гуманитарные грузы стали доставлять по воздуху, что, разумеется, значительно дороже. Не так давно, сомалийские пираты захватили аж два судна, на борту которых находились россияне Amiya Scan и Lehmann Timber (обратите внимание на сумму выкупа). Все это привело к тому, что Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую иностранным военным кораблям входить в территориальные воды Сомали для борьбы с пиратством.

Другие территории пиратской активности – Филиппины, Индия, Китай, Венесуэла, Колумбия, да и в целом оба западное и восточное побережья Африки небезопасны.

Когда?

Пиратские нападения чаще всего совершаются между часом ночи и шестью утра, когда большая часть команды спит. Могут они быть разными – как банальное воровство (пробираются на судно, когда то стоит на якоре в порту, и хватают все, что могут), так и традиционный абордаж – в открытом море пираты заходят с кормы, где шанс, что команда не услышит звук прицепляемых крюков (да-да, почти как в книгах и фильмах). Даже судно, чья скорость более 17 узлов, не может считать себя в полной безопасности – у пиратов быстроходные катера, и берут они судно на абордаж в течении секунд.

Пираты достигли большого мастерства в своей деятельности, и отнюдь не все из них необразованные криминальные элементы. Не единичны случаи, когда для преследования используется радар и GSP, а на борт пираты поднимаются с компьютерными распечатками описания груза судна, то есть рейд готовится еще до того, как судно покинет порт отправления. Впрочем, поскольку прибыль от рейда оценивается в миллионы долларов, они могут себе позволить такую роскошь. До недавнего времени в судовой кассе возили до 20 000 000 долларов США для того, чтобы оплачивать различные таможенные и портовые сборы. Так что даже одно взятие судовой кассы и личных ценностей уже вполне окупало нападение.

Взять судно и команду в заложники и потребовать выкуп – еще один излюбленный способ действия пиратов, не требующий никакой особой подготовки. Более сложно, но и более выгодно – забрать груз, перевозимый на судне (иногда вместе с судном). Тогда нужно иметь как склад для хранения груза, налаженные каналы сбыта, док, где судно перекрасят, и человека, который оформит на него новые документы (впрочем, такие человеки в консульствах Панамы, Гондураса и Либерии обходятся не так дорого). Чаще всего захватывают суда, перевозящие металлы, растительное масло, нефть, природные ископаемые – то есть то, что можно продать без особых проблем. Бывает, пираты "засылают казачка" на облюбованное судно, и он помогает проникнуть туда (все вспомнили Негоро? :)) Иногда таким "засланным казачком" оказываются проститутки, что характерно как раз для Малаккского пролива. В этом случае, команду могут и отпустить на плоту или высадить на какой-нибудь остров. Но, бывает, и убивают. Впрочем, захват не только груза, но и самого судна – самый редкий тип пиратских нападений, но, к сожалению, наиболее жестокий.

Есть и еще один способ заработать на морском мошенничестве, называемый "корабль-фантом". К собственно пиратству относится только первый его этап – приобретение судна. Вы можете захватить его сами или купить у других пиратов. Несколько лет назад на Филиппинах судили и приговорили к пожизненному заключению капитана Эмилио Чангко и его команду. Они промышляли как раз тем, что любой, обратившийся к ним, за круглую сумму мог заказать себе судно (иногда вполне конкретное), которое пираты и захватывали, выбросив команду за борт.


Тимур Эмилио Чангко и его команда.

Приобретя тем или иным способом судно, вы его перекрашиваете, оформляете на него бумаги через знакомого, и обычно ваше судно ходит под флагом уже названных Панамы, Гондураса или Либерии. Сделав это, вы сами или через подставного брокера ищете компанию, которой срочно надо перевезти груз, предлагаете свои услуги, оформляете должным образом бумаги и… отплываете вместе с грузом в только вам известном направлении. Дальше вы этот груз продаете, перекрашиваете судно, оформляете новые бумаги – и вы готовы к новым "подвигам". По оценкам, морские перевозчики теряют до 200 миллионов долларов в год от "кораблей-фантомов".

Пиратского капитана Эмилио Чангко посадили в Маниле, но это скорее исключение, чем правило. Правило, к сожалению, таково, что руки правосудия до пиратов не дотягиваются. А кто виноват и что делать – во второй части. :)
Tags: Морские пираты 21 века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments