?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Монголия - 5. Загадки Черного барона. - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Монголия - 5. Загадки Черного барона.
Белая армия, черный барон
Снова готовят нам царский трон.
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней.


Хотя считается, что эта песня написана про Врангеля, носившего обычно черкесску и черную папаху, был в белогвардейском движении и другой Черный барон. Читавшие «Чапаева и пустоту» Пелевина или «Песчаные всадники» и «Самодержец пустыни» Юзефовича догадываются – речь об эстонском бароне Романе Федоровиче Унгерне фон Штернберге. У него, впрочем, много прозвищ – Дикий, Кровавый, Безумный и даже Белый – из-за светлых глаз и волос. Монголы считали его воплощением не то Чингис-хана (по преданиям, у Чингиса были рыжеватые волосы и серые или голубые глаза), не то буддийского кровавого бога войны – Махакалы.



Я услышала о нем снова в Улан-Баторе, бывшей Урге, во дворце Богдэ-гэгэна. Сухэ извиняющимся тоном сказал, что несмотря на то, что русские Унгерна не любят, отчего и в Монголии теперь к нему отношение отрицательное, но на самом деле монголы должны быть ему за многое благодарны. Я не уточнила за что, но запомнила и стала искать. И поняла, что Унгерн – личность крайне противоречивая, если не сказать, загадочная.

Дата его рождения точно неизвестна. Историки приводят аж три, и неясно, был ли он расстрелян в 32 или в 34 года. Унгерн – потомок древнего баронского рода, считается, что даже крестовый поход детей не обошелся без их участия – в нем погиб одиннадцатилетний Ральф Унгерн. Роберт-Николаус-Максимилиан Унгерн фон Штернберг родился в Граце, в Австрии, но позже семья переехала в Эстляндскую губернию, в Ревель (Таллин). Роман с детства был предоставлен самому себе, так как мать, овдовев и вторично выйда замуж, внимание на него не обращала. Образование Унгерн получал долго и, хм, мучительно. Сначала его отчислили из гимназии «из-за плохого прилежания и многочисленных школьных проступков». Потом он был отдан в Морской корпус в Петербурге, но оставив учебу, ушел добровольцем на фронт во время русско-японской войны. Здесь опять начинаются загадки – некоторые историки утверждают, что на фронт-то он как раз и не попал, потому что война к тому времени, как Унгерн добрался до Дальнего Востока, неожиданно закончилась. Другие историки уверяют, что мало того, на фронт он попал, так еще и воевал там геройски, будучи неоднократно ранен и заслужив солдатскую медаль и звание ефрейтора.

Сходятся и те, и другие в одном – позже Унгерн служил в качестве хорунжего в Забайкальском казачьем войске, где подружился с Григорием Семеновым, будущим белым атаманом. Командиром и Унгерна, и Семенова был в то время барон Петр Иванович Врангель, без большого пиетета отозвавшийся об Унгерне в воспоминаниях:
«Среднего роста, блондин, с длинными, опущенными по углам рта рыжеватыми усами, худой и изможденный с виду, но железного здоровья и энергии, он живет войной. Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но сплошь и рядом грешит и против внешней дисциплины и против воинского воспитания, - это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн-Рида. Оборванный и грязный, он спит всегда на полу, среди казаков сотни, ест из общего котла и, будучи воспитан в условиях культурного достатка, производит впечатление человека совершенно от них отрешившегося. Тщетно пытался я пробудить в нем сознание необходимости принять хоть внешний офицерский облик.»

К этому времени относится создание Унгерном ордена военных буддистов, что, само по себе, звучит довольно странно. В ордене он ввел безбрачие, отказ от женщин, удобств и излишеств. Не очень ясно, насколько хорошо это было принято его сослуживцами, и еще более непонятно, как это соответствует другим характеристикам Унгерна – есть свидетельства, что он много пил и был буен во хмелю.

В Первую мировую Унгерн был на фронте, показал себя отважным авантюристом, за дерзкие вылазки во вражеский тыл получил звание войскового старшины (подполковника) и орден Святого Георгия, которым очень дорожил – ходила даже легенда, что перед расстрелом Унгерн изгрыз зубами Георгиевский крест, чтобы тот не достался большевикам. Более высокого чина Унгерн, однако, не заслужил – и Врангель, и генерал Крымов отчаянного барона повышать не хотели, несмотря на то, что в аттестации того времени отмечали его интерес к военному делу, философии, религиям, политике, обычаям монголов и китайцев. А позже, в 1917 году Унгерна и вовсе разжаловали и отправили из действующей армии «в резерв чинов» – на слете Георгиевских кавалеров он, в пьяном виде, то ли избил, то ли убил комендантского адьютанта.

После семнадцатого жизнь барона завертелась. Он участвовал в мятеже Корнилова, после подавления которого бежал в Забайкалье, где примкнул к войску своего фронтового друга атамана Семенова. Впрочем, и здесь загадка – некоторые утверждают, что Семенова Унгерн презирал за барыжничество, и даже назвал именем любовницы Семенова свою белую кобылу Машку. Кстати сказать, и здесь несоответствие – в монгольскую историю он вошел как барон на черном коне:

Я слышал, в монгольских унылых улусах,
Ребенка качая при дымном огне,
Раскосая женщина в кольцах и бусах
Поет о бароне на черном коне.


В это время Унгерн отличался жестокостью при карательных экспедициях против партизан; эта его черта только усилилась позже, хотя и не должна была быть свойственна человеку, исповедующему буддизм. Тогда же он развил свою теорию (если не назвать это идеологией) о неиспорченности и чистоте желтой расы, которая поможет очистить и оздоровить «нордические», белые нации. В планах Унгерна было создание монархического Центрально-Азиатского (Серединного) государства, объединившего народы тюркско-монгольского корня от берегов Индийского и Тихого океана до Казани и Астрахани. Это государство бы способствовало реставрации европейских монархий и противостояло распространению мировой революции, которую так ненавидел последовательный монархист Унгерн.

В 1919 году Роман Федорович женился на европейски образованной манчжурской принцессе Цзи. Заключенный в Харбине брак был политическим – во главе Серединного государства Унгерн видел манчжурского императора, кроме того намеревался создать в Манчжурии базу для снабжения своей дивизии. Этим общение барона с женщинами и ограничивалось – биографы единодушно говорят о его стеснительности и женоненавистничестве (гомосексуалистом он не был – просто не любил женщин).

В 1920 году Унгерн откололся от атамана Семенова и перейдя границу, ушел в Халху – Верхнюю Монголию. Азиатская дивизия Унгерна заняла позиции на подступах к Урге (старое название Улан-Батора). Урга тогда была оккупирована войском китайского генерала Сю Шючжена, верховный правитель Монголии, Живой Будда Богдэ-гэгэн находился под арестом во дворце, тщетными оказались его призывы и к Японии, и к европейским странам защитить страну. Под давлением Богдэ-гэгэн отрекся от престола. Приказ снабжать гарнизон из 12 тысяч китайцев оказался для монголов тяжелым бременем – процветали грабежи и мародерство.

И вот в это время у Урги появился Унгерн со своим войском, дав надежду на освобождение. Силы определенно были неравными – 12 тысяч китайцев против двухтысячной Азиатской дивизии. И тем удивительнее победа. Унгерн умело вел психологическую войну, подогревал панические настроения среди китайцев как через своих монгольских агентов, так и используя их веру в потусторонние силы.

«Огромное впечатление на всех произвел, в частности, такой эпизод. Среди бела дня в город, находящийся на осадном положении, проник лично Унгерн в своем ярком монгольском халате, на любимой белой кобыле. Беспрепятственно проехав до дома китайского сановника Чэнь И, он слез с лошади, подозвал к себе одного из солдат охраны и приказал ему держать поводья, а сам обошел вокруг дома, внимательно все осмотрел, сел на лошадь и не торопясь поехал обратно. Проезжая мимо тюрьмы, он увидел часового, спавшего у ворот. Подобное нарушение дисциплины возмутило барона, и он слез с лошади, несколько раз ударил часового ташуром (толстой бамбуковой палкой) и пояснил, что он, барон фон Унгерн, самолично его наказал. Когда часовой наконец поднял тревогу, барон был уже далеко.»

Окончание.

Зимний дворец Богдэ-гэгэна.

Tags: ,

10 уже сказали / Скажите сами
Comments
bezborodkin From: bezborodkin Date: November 12th, 2007 06:23 pm (UTC) (Link)
Барон очень хорошо запомнился по "Чапаеву". Впрочем, как и все остальные персонажи :)

Когда я доел суп и принялся за кашу, я вдруг заметил, что Володин, отодвинув свою тарелку, пристально на меня смотрит. Сначала я пытался не обращать на это внимания, а потом не выдержал, поднял взгляд и вызывающе уставился ему в глаза. Он миролюбиво улыбнулся - в том смысле, что его взгляд не означал ничего дурного - и сказал:
- Знаете, Петр, у меня такое чувство, что мы с вами виделись при очень важных для меня обстоятельствах.
Я пожал плечами.
- У вас случайно нет такого знакомого с красным лицом, тремя глазами и ожерельем из черепов? - спросил он. - Который между костров танцует? А? Еще высокий такой? И кривыми саблями машет?
- Может быть и есть, - сказал я вежливо, - но не могу понять, о ком именно вы говорите. Знаете, очень общие черты. Кто угодно может оказаться.
web_mistress From: web_mistress Date: November 12th, 2007 07:32 pm (UTC) (Link)
Гыыыы. :) У меня Пелевин не пошел, честно говоря. :) Еле-еле прочитала про насекомых и дальше что ни брала, все откладывала. :)
bezborodkin From: bezborodkin Date: November 12th, 2007 07:46 pm (UTC) (Link)
А я "Чапаева" очень люблю. Всё остальное у Пелевина - меньше.
konfpalto From: konfpalto Date: October 29th, 2010 02:54 pm (UTC) (Link)
хехе..это книга для буддистов...она останавливает ум.
помните разговор Чапая и Петьки об уме?
ум хочет оперировать простыми понятными образами и не отпускает человека))
это предвестники новой литературы для новой формации человека
кстати всегда не поздно ..))
sherlock7 From: sherlock7 Date: November 12th, 2007 06:40 pm (UTC) (Link)
Справка - на справку (хотя ты это, вероятно, знаешь): фамилия барона переводится как "неохотный"
web_mistress From: web_mistress Date: November 12th, 2007 07:27 pm (UTC) (Link)
Ой, ну надо же. :) Спасибо, я совсем не знаю немецкого. :)
laute From: laute Date: November 12th, 2007 07:05 pm (UTC) (Link)
Интересно...

Кстати, навеяло - у моего папы, татарина, светло-каштановые волосы и голубые глаза, из-за этого и его уже привычного прозвища - Витас - его часто принимают за прибалта)
web_mistress From: web_mistress Date: November 12th, 2007 07:29 pm (UTC) (Link)
У татар это не такая большая редкость, насколько я знаю. :) Правда, мои татарские родственники исключительно черноволосые и широкоскулые. :)
sergi From: sergi Date: August 4th, 2011 04:10 pm (UTC) (Link)
Он был очень интересной личностью.:) Жаль что осталось не так много информации о нём, и большинство все-таки весьма превратны.
Только, если не ошибаюсь, всё-таки его считали воплощением не Махакалы а Гессер-лингом (или по тюркски Гэсар-ханом), но это, впрочем, детали.
web_mistress From: web_mistress Date: August 4th, 2011 07:52 pm (UTC) (Link)
Я, естественно, не могу утверждать, что его звали именно Махакалой, но те источники, которые были у меня, это утверждали. :))
10 уже сказали / Скажите сами