Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Categories:

Там же. Тогда же.

После Эллоры мы поехали в пещеры Аджанты. По дороге видели целые процессии буйволов с разноцветными, выкрашенными рогами, везущих огромные тюки хлопка. И "хлопкоприемники" видели, где этого хлопка – горы, огромные, белоснежные, пушистые. И цветущий хлопок вдоль дороги – вот, наверное, мучение выковыривать его их этих коробочек.

До пещер идти не близко и в гору. Очень забавно – поднимаешься по крутым ступеням довольно долго, устав и запыхавшись на жаре, а там площадка, и носильщики предлагают нести тебя дальше в кресле. Соблазн велик, но мы кресла не взяли, и оказалось, правильно сделали. Крутые ступеньки идут еще один "пролет" вверх, а дальше – прямая дорога, даже слегка под гору, по которой и без кресла легко идешь. Было бы очень обидно платить за кресло, пройдя самую трудную часть пути собственными ножками.

Рерих. Аджанта.

Аджанта знаменита красивейшими пещерными буддийскими храмами, которые строились на протяжении нескольких столетий, начиная с 200 гг. н.э. Потом они были забыты, заброшены и потому не тронуты никакими религиозными фанатиками. На пещеры наткнулся в 1819 г. британский офицер Джон Смит, охотившийся на тигров.

Всего пещер около 30, в пяти находятся храмы (вихары), в остальных - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты - это большой квадратный зал с маленькими кельями, расположенными по периметру. По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий.

Первая пещера с сидящим в глубине огромным Буддой и росписями на стенах произвела на нас огромное впечатление, там совершенно особое ощущение покоя и удовлетворенности. Мы хотели помедитировать, но вокруг было слишком много народа. Медитировать мы сели в четвертой пещере. Там не было настенных росписей, только огромная статуя Будды в "алькове", оттуда уходить совсем не хотелось. Мы присели перед Буддой (они разные в каждой пещере), но через пять минут пришел служитель и нас оттуда попросил.

Мы.

Тогда мы стали заходить в маленькие кельи по периметру пещер и, под предводительством Андрюса, который учился в консерватории, издавать звуки, пытаясь вызвать резонанс. Акустика там необычайная. Разные кельи требуют разной высоты звука. Этим мы заразили индийцев, и потом многие стали мычать и гудеть в кельях.

К сожалению, в Аджанте у нас не было гида, но в одной из пещер я увидела пожилого мужчину с седой бородкой клинышком, в очках, в белом хлопковом костюме и с тростью, который увлеченно, с блеском в глазах рассказывал что-то по-английски двум искателям приключений – вроде тех, которых мы видели в "Леопольде". Я тихонько пристроилась рядышком и переходила за ними от статуи к статуе, от росписи к трещинкам, о которых "профессор" рассказывал как о любимых внуках. Статуи в этих пещерах, сказал он, были не закончены, потому что время было на исходе. Потом "профессор" вывел своих друзей из пещеры и показал очаги, на которых готовили пищу, и опять же сказал, что очаг был недостроен, потому как время выходило.

Мое любопытство взяло верх над вежливостью (как оно всегда и бывает), и я встряла в чужой разговор с вопросом, куда все эти строители так спешили. "Профессор" послал своего индийского "боя" куда-то и через пять минут я оказалась счастливой обладательницей буклета по Аджанте, этим профессором написанного. Так я узнала, что пещерные храмы расцвели при местном императоре Харисене. Однако, Харисена умер при подозрительных обстоятельствах в 477 г., соседняя империя не признала его наследников и угрожала пойти войной. Монахи и рабочие торопились покинуть Аджанту до начала военных действий. И действительно, пещеры к концу становились все беднее, последние вообще едва были вырублены в скалах с еле намеченными местами будущих колонн.

Вообще, очень интересно по этим пещерам можно проследить этапы создания храмов. Оставлены они были в разной степени незавершенности, и можно видеть, как это все делалось – от вырубания общих очертаний до тонких изысканных росписей на стенах, потолке и колоннах – сцены из жизни Будд и бодхисатв, иллюстрации к буддийским мифам, картинки из повседневной жизни.

В Аджанте мы встретили югослава, который, услышав русскую речь, обратился к нам "Откуда будете, добрые люди?" Очень это трогательно прозвучало.

Анжела, Андрюс и Дима пошли к храму, стоящему далеко на горе, а я в сопровождении Кондуктора вернулась в четвертую пещеру медитировать. Меня оттуда снова попросили минут через пять. Видимо, там только определенное время разрешают сидеть, а то медитирующие все заполонят, туристу ступить будет некуда.

При входе в храмы во всей Индии надо снимать обувь (но можно оставлять носки). Андрюсу в Аджанте какой-то момент надоело развязывать шнурки каждый раз, и он пошел босиком. После прогулки по раскаленному песку и камням (а сейчас там все-таки зима!), Андрюс заметил, что йоги, которые ходят по углям и битому стеклу, его больше не удивляют. Гуляя в Индии круглый год босиком, наращиваешь такую толстую кожу на подошвах, что никакие угли не страшны.

А на обратном пути мы видели тибетских монахов в традиционных ярких одеждах, для них Аджанта – святое место. Что меня удивило – у них цифровые фотоаппараты, дорогие часы, модные очки, а у одного – молодого – и миниатюрная новенькая цифровая видеокамера. Как-то у меня это не вяжется с монашеским обликом.

Тот самый молодой монах.
Tags: Индия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments