Ада (web_mistress) wrote,
Ада
web_mistress

Categories:

Бип-пилигримы едут дальше


Аурангабад сам по себе город не очень интересный. Но он замечателен как база для поездок по окрестностям, в частности в пещерные храмы Эллоры. Там достаточно компактно расположено 12 буддийских, 17 индуистских и 5 джайнистских храмов, строительство которых началось в VII в н.э. и продолжалось до IX в. Центральный храм Кайлаша впечатляет и размерами, и архитектурой, и совершенно фантастической резьбой по камню. Некоторые сцены весьма откровенные – несомненно, индийцам в прошлом были не чужды чувственные удовольствия.





Буддийские пещеры сохранились хуже. Когда индуизм стал вытеснять другие религии с территории Индии, пострадали и храмы – на месте Будд вырезали Шиву, Брахму или Ганеша (очень забавна скульптура спящего Будды, сновидящего наш мир, переделанная в Брахму с цветком лотоса, растущим из пупка). На крыше отдельно стоящего здания храма у будд не было голов – узнавали мы их по характерным толстеньким пузикам.

Меня очень занимали все это время два вопроса. Первый - кто такие таинственные джайны. Мы кушали с Моханом в джайнистском ресторане и мы видели двоих в Матеране, им готовили еду отдельно, у них какие-то свои требования к пище. Второй вопрос - почему индуизм стал вытеснять буддизм, хотя мне всегда казалось, что это было наоборот. Ведь Веды и Упанишады – древняя древность, а Законы Ману мы проходили в институте по праву вместе с Законами Хаммурапи, уж и они преданья старины глубокой.

Оказывается, и джайнизм, и буддизм – религии, возникшие приблизительно в одно время и отвергавшие брахманско-ведическую традицию, строгое регламентирование социальной жизни и прочая, и прочая. Философия джайнизма напоминает индуизм, но там нет персонифицированных богов, а почитаются тиртханкары – учителя. Самый известный учитель джайнизма Махавира жил и проповедовал одновременно с Гаутамой Буддой, фактически, в соседней рощице.

Основу мироздания в учении джайнов составляет взаимодействие душ с материей, временем, эфиром, средством движения и средством покоя. Как и в индуизме, мир проходит в своем существовании бесконечное число периодов подъема и упадка, сменяющих друг друга. Осью этого вечного вращения является душа. Душами, полагают джайны, обладают не только люди и планеты, но и практически все объекты живой природы.

Джайнизм крайне требовательное учение, аскетизм там невероятный. Именно джайнские монахи и монахини метут перед собой дорогу, чтоб не наступить случайно на какое-нибудь живое существо, и закрывают нижнюю часть лица повязкой, чтоб случайно какое-нибудь живое существо не вдохнуть. А цель все та же – исполняя обеты, уйти от кармических перерождений и добиться мокши – освобождения. Да и обеты, в общем, не сильно отличаются – запреты на убийство, кражу, прелюбодеяние, сквернословие и пустословие, и строгая регламентация жизни. Джайны должны жениться только между собой и не заниматься земледелием, поэтому среди них большое число торговцев, ученых и вообще богатых людей. Джайнская община всегда помогает джайну получить образование.

Если вам понравилось слово тиртханкары, я еще скажу одно умное –"Татгвартхадхигамасутра". Это одна из священных книг джайнизма. :)

А теперь внимание – вопрос! Ежели буддизм действительно зародился в противовес ведической традиции, то с какой стати индуисты рубили головы статуям Будды, а не наоборот? Я говорила, я говорила, что в религиозных традициях Индии кто угодно ногу сломит! :) В общем, две тысячи лет назад индуизм оказался Карлсоном – улетел, но обещал вернуться.

Буддизму особенно покровительствовали цари Кушанской династии (первый век н.э.), но и поздние тоже относились к нему с почтением, что позволило буддизму широко распространиться в Индии, и не только в ней. Тем не менее, изначальная ведическая традиция сохранялась как среди брахманов, так и, видимо, в народе, не понимавшем "религию без бога". Примерно к V-VII векам видоизменившийся индуизм (вместо Индры более почитаемыми богами стали Шива и Вишну) начал вытеснять буддизм с территории Индии и весьма успешно.

Анжела неоднократно говорила, язычество настолько сильно в народе, что победит в итоге любое единобожие. Даже в христианстве произошло "разделение труда" и Пантелеймон Целитель, и Николай Чудотворец, и Сергий Радонежский, и Матрена Московская отвечают на разные просьбы. Так и в буддизме, и в индуизме, если не разным богам, то разным ангелам, Буддам или бодхисатвам возносят молитвы "согласно их профилю".

Возле Эллоры много тех самых бандер-логов, тех самых, из Маугли. Очень похожи на человеков, особенно, когда сидят, сложив ручки на коленках. :)



Еще одна достопримечательность Аурангабада – усыпальница Бибика, уменьшенная копия Тадж-Махала. Ее построил для своей первой жены тот самый Аурангзеб, который завоевал маратхов после смерти раджи Шиванджи. Анжела сказала, что это, конечно, не Тадж-Махал.

В Аурангабаде есть и свои пещерные храмы, но по сравнению с окрестными, в них делать особо нечего. Что интересно – как сказал Раджу, там примыкает Антарктическая плита, в свое время отколовшаяся от Антарктики и приплывшая в Азию. По виду – действительно больше похоже на снег, чем на песок (честное слово, никакого фотошопа!). Только в Антарктике пингвины живут, а не зеленые попугаи. :)

Tags: Индия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments