?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Эрос войны и прочие ее прелести - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Эрос войны и прочие ее прелести
Пару недель назад была в ВШЭ на отличной конференции по проблематике войны. Самое любопытное:

Теория справедливой войны изначально (Walzer) опиралась на парадигму суверенного государства. Это отражено и в Уставе ООН – допустимо вести войну, защищая собственный суверенитет, если на тебя напало другое государство. Сейчас же концепция изменилась, на первый план выходит некая «общая справедливость», парадигма прав человека (Lee, McMahan). Допустимо вести войну в защиту общей справедливости, даже нарушая суверенитет другого государства.

***

Доклад «Эрос войны: мотивирующие механизмы участия в военных действиях с точки зрения культуры» я, признаюсь, восприняла со скепсисом. До тех пор, пока автор не объяснил, что эрос он употребляет не в психоаналитическом, а в платоновском смысле. Как жизненную/витальную психическую энергию, с избытком данную нам для осуществления целей и задач выживания.

Однако столько энергии для выживания в обществе уже не требуется, так что одна из немаловажных потребностей человека сейчас – избавиться от этой избыточной энергии. Война дает такую возможность, как и любые адреналиновые виды спорта или иные занятия. Причем пока в обществе есть неутилизированная энергия эроса, общество будет готово к войне.

Для более эффективного действия «эротической машины» войны общество эстетизировало ее через эпосы, триумфальные шествия, прочие церемонии. Откат от эстетизации и героизации произошел в 18-19 вв., когда с Вестфальским миром и образованием государственных армий появились военные «менеджеры среднего звена». Образованные люди, находящиеся в середине цепочки, видящие страдания солдат и т.д., могли оставлять мемуары, писать книги, показывать ужасы войны – «лейтенантская проза». Отсюда и гуманитарное право, общее стремление ограничить, защитить жертв.

Победа окружается в культуре ворохом эстетизированных образов – картины, песни – и эстетизирующими церемониями. Возможно, именно отсутствие знаков победы было одной из причин вьетнамского синдрома (афганского, очевидно, тоже) – не происходит завершающего выплеска энергии.

Изменить ситуацию можно, вытеснив эротическую машину войны другими эротическими машинами, не менее привлекательными. Именно это хотел сделать Пьер де Кубертен через Олимпийские Игры. Но не очень получилось.

***

Крайне любопытное исследование было психологическое. На выборке из 1126 человек они искали зависимость между отношением к миру, психологическими переменными (подчиненность, доминирование и т.д.) и позитивным восприятием войны как способа решения конфликтов. Так вот, позитивное отношение к войне слабо связано с личностными характеристиками человека. Неважно, консерватор он или либерал.

Исследование показало три пути формирования позитивного отношения к войне:

1) Восприятие мира как опасного, непредсказуемого и агрессивного (логично)
2) Восприятие мира как конкурентного (тоже логично)
3) Восприятие мира как справедливого (неожиданно и удивительно). Но! Люди, верящие в справедливость мира, испытывают больше доверия к большой группе и с большей готовностью ассоциируются с ней. Они обладаю большей национальной идентичностью и готовы воспринимать ценности государства, в том числе, военные.

Tags: ,

26 уже сказали / Скажите сами
Comments
enola_hey From: enola_hey Date: November 13th, 2015 09:03 am (UTC) (Link)
> Исследование показало три пути формирования позитивного отношения к войне

но все же на мою имху очень большое значение имеет ощущение человеком себя как не самодостаточного, ущербного, недооцененного и все прочее из этой линейки.
Так что я не согласна с тем, что личностные характеристики не влияют :)
web_mistress From: web_mistress Date: November 13th, 2015 09:17 am (UTC) (Link)
Это ты про меня вот сейчас написала? :) Я в себе этих ощущений особенно не вижу, при этом совсем не пацифист :)

Edited at 2015-11-13 09:17 am (UTC)
enola_hey From: enola_hey Date: November 13th, 2015 10:28 am (UTC) (Link)
Нет, почему про тебя? :)))
Я думала, это общетеоретическое обсуждение :))
Писала по мотивам Крыма.
web_mistress From: web_mistress Date: November 13th, 2015 11:03 am (UTC) (Link)
Общетеоретическое обсуждение должно все-таки как-то примерами подтверждаться. Смотри, вот я не пацифист, но мне не свойственны (на мой взгляд) перечисленные тобой качества. При этом я уверена, что найдутся другие непацифисты, которые чувствуют себя ущербными и далее по тексту. Таким образом, мы с ними укладываемся в исследование, что позитивное отношение к войне не зависит от личностных характеристик :) Как, собственно, и обратное - человек может ведь ощущать себя ущербным, но отношение к войне иметь негативное.

Edited at 2015-11-13 11:14 am (UTC)
enola_hey From: enola_hey Date: November 13th, 2015 11:38 am (UTC) (Link)
ну тогда я бы сказала, что та тройка может быть в основе одобрения (я бы на первое место поставила тот пункт, где человек ассоциирует себя с группой и ждет от мира справедливости, а остальное... нунизнаю...), но при этом на мой взгляд личные характеристики влияют очень сильно. Ну то есть когда ты видишь много людей, у которых отчетливо схожие признаки (у которых одобрение войны исходит из ощущения личной неполноценности), сложно считать, что оно "слабо связано" ))
А что у них была за выборка? откуда они людей брали?
web_mistress From: web_mistress Date: November 15th, 2015 08:37 pm (UTC) (Link)
Людей они брали со всей России. Смотри, когда я вижу много людей, у которых отчетливо схожие признаки, я, разумеется, буду считать, что это связано - на моем личном обывательском уровне. При этом отдельной частью ума, я прекрасно понимаю, что мое восприятие несовершенно, нерепрезентативно и подвержено всяческим biases, в первую очередь, confirmation bias. Чтобы мое мнение ("ущербность влияет на одобрению войны") было научно (и более правильно), мне - помимо проверки репрезентативности выборки - надо проверить три других вещи: а) связь ущербности и пацифизма, б) связь уверенности и одобрения войны с) связь уверенности и пацифизма. Только в том случае, когда связка ущербность-война будет проявляться очевидно ярче - и это по относительно объективным тестам, а не по моим ощущениям - можно говорить о некой корреляции. И то это не даст объяснения, где курица, где яйцо, и нет ли третьего фактора, независимо влияющего на оба два. (Например, несправедливость может вести и к враждебным чувствам, и к понижению самооценки).
cordiamin From: cordiamin Date: November 13th, 2015 09:33 am (UTC) (Link)
Я думаю, что восприятие мира как справедливого является причиной позитивного отношения к войне совсем по другой причине. Люди этого склада ума стремятся к защите справедливости и сохранению справедливого устройства мира. Сужу по себе. Я, например, считаю применение силы в этих условиях возможным и необходимым.
web_mistress From: web_mistress Date: November 13th, 2015 09:54 am (UTC) (Link)
Да, кстати, вариант. Мне это тоже близко.
cityanimal From: cityanimal Date: November 13th, 2015 10:30 am (UTC) (Link)
мне кажется, "защита общей справедливости" возможна только в идеальном мире, где нет искажений информации и все одинаково понимают, что такое справедливость. в то время как в нашем мире разные стороны могут вести войну против некого "врага", в том числе на чужой (суверенной) территории, полагая или создавая большинство из своих сторонников, которое полагает, что эта война справедлива.
web_mistress From: web_mistress Date: November 13th, 2015 11:00 am (UTC) (Link)
Согласна. В данном случае, речь о концепции, оправдывающей вооруженное насилие. Раньше для оправдания своих действий достаточно было сказать, что враг угрожает суверенитету, теперь - что он нарушает права человека на своей территории.
enola_hey From: enola_hey Date: November 13th, 2015 11:40 am (UTC) (Link)
И это такая прекрасная манипуляция, что я в восхищении :))
manzanara From: manzanara Date: November 13th, 2015 11:02 am (UTC) (Link)
Слушай, какая жуть - концепция "общей справедливости". Очевидно же, что никакой "общей" справедливости в мире не существует, но зато теперь можно будет легально навязывать всем свою "справедливость", провозглашая ее общей, а кто не согласен - того ракетой. Как они хитро это провернули - ловкость рук, блин, и никакого мошенства.
manzanara From: manzanara Date: November 13th, 2015 11:03 am (UTC) (Link)
На самом деле, это практически узаконенное "у кого дубина - тот и прав". От бессилия просто плакать хочется.
web_mistress From: web_mistress Date: November 13th, 2015 11:05 am (UTC) (Link)
Да совершенно, к сожалению. :(
manzanara From: manzanara Date: November 14th, 2015 12:44 am (UTC) (Link)
И вот мы опять стали свидетелями последствий борьбы за "общую справедливость" :((((
web_mistress From: web_mistress Date: November 15th, 2015 08:41 pm (UTC) (Link)
Да :(( И, заметь, общая справедливость опять "западная справедливость" - с теми же флагами на юзерпиках и ФБ механизмом объявления о своей безопасности.
manzanara From: manzanara Date: November 16th, 2015 08:14 am (UTC) (Link)
Ну, оно объяснимо, ФБ - все же "западная" сеть, "западных" людей там больше. Да и ассоциировать себя с человеком, сидящим пятничным вечером в парижском кафе, большинству из нас куда легче, чем с жителями Бейрута или даже Анкары.

Но я-то имела в виду не это - в том, что люди острее реагируют на смерть "классово близких", их трудно обвинять, это реальность жизни. Но вот сами эти события напрямую вытекают из борьбы за "общую справедливость": в Ираке, Ливии, Сирии и далее везде.
web_mistress From: web_mistress Date: November 13th, 2015 11:04 am (UTC) (Link)
Да. :( И это теоретически обосновывается и практически применяется, хотя Устав ООН до сих пор разрешает войну только по 6,7 статьям, по старой "Вестфальской" концепции.
manzanara From: manzanara Date: November 13th, 2015 11:08 am (UTC) (Link)
И вот в этом месте хочется сказать: спасибо, что мы пока еще в Совете Безопасности. Хотя, чувствую, Уставу ООН тоже недолго осталось.
web_mistress From: web_mistress Date: November 13th, 2015 11:12 am (UTC) (Link)
И за неотмененное право вето, ага. На которое тоже активно покушаются.
manzanara From: manzanara Date: November 13th, 2015 11:15 am (UTC) (Link)
Ну, собственно, я именно про него :)
agorbylev From: agorbylev Date: November 13th, 2015 06:34 pm (UTC) (Link)

Речь идёт об одной стороне: "агрессоре"

И здесь с некоторыми аспектами можно согласиться. Но эволюция развязывания войн перешла сейчас на новый уровень. И исходя из этого, я вижу в утверждениях зачастую перестановку причины со следствием. Например, в "...три пути формирования позитивного отношения к войне..." два первых пункта - часть из довольно значительного количества ниточек-манипуляторов в массовой психологии по формированию образа "превосходства". Собственно, именно "превосходство" по разным социальным признакам и есть фундамент формирования больших социальных групп влияния стада для "партии войны". Далее следуют распределение ролей и достаточно тонкие манипуляции, ставшие уже не наукой, а ремеслом.
Третий пункт - слегка иначе сформулированный признак социального понятия "справедливости" безотносительно к "агрессору".
"Эрос войны" в данном контексте средство манипуляции. Для более детального оттенения этого манипуляционного тезиса хотелось бы напомнить о таком революционном явлении 60..70-х годов XX века как "движение хиппи"...
web_mistress From: web_mistress Date: November 15th, 2015 08:39 pm (UTC) (Link)

Re: Речь идёт об одной стороне: "агрессоре"

С первым не очень согласна, а вот про хиппи не поняла.
agorbylev From: agorbylev Date: November 13th, 2015 06:53 pm (UTC) (Link)

По поводу "антиэроса войны"

Таких исследований много. Вот завуалированное в оболочку документального по печальным нескончаемым событиям: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/635057/cid/1/#/video/https%3A%2F%2Fplayer.vgtrk.com%2Fiframe%2Fvideo%2Fid%2F1173722%2Fstart_zoom%2Ftrue%2FshowZoomBtn%2Ffalse%2Fsid%2Fvesti%2FisPlay%2Ftrue%2F%3Facc_video_id%3D635057
thalys From: thalys Date: November 13th, 2015 10:06 pm (UTC) (Link)
По "эросу" как избыточной энергии для выживания: я вот сейчас как раз "Агрессию" Конрада Лоренца читаю, он именно про это самое. Чем цивилизованнее общество, тем меньше возможностей у его членов выплёскивать свои агрессивные инстинкты безопасным и приемлемым для этого самого общества способом. (Ушла избивать надувную боксерскую грушу.)
web_mistress From: web_mistress Date: November 15th, 2015 08:40 pm (UTC) (Link)
О, кстати, надо Лоренца перечитать, спасибо, что напомнили, я его уже совсем забыла.
26 уже сказали / Скажите сами