?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
«У афганца нет совести». Зато есть кодекс чести - Пуштунвали - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
«У афганца нет совести». Зато есть кодекс чести - Пуштунвали
Кен Гест – боец британских диверсионно-десантных войск (Royal Marine Commando), ставший журналистом-фрилансером. Он писал о войне в Афганистане в 80-89 годах, непосредственно с места событий – с моджахедcкой, естественно, стороны. Крайне интересно его описание национального характера афганцев, их взаимодействия с исламом и восприятия жизни..

“На Западе афганцев исторически считали людьми, отличавшимися грубым пренебрежением к другим.

В 1881 г. после второй англо-афганской войны Дензил Иббетсон заметил: «Настоящие патаны (пуштуны) являются, вероятно, самым диким из всех племен, с которыми нам приходится иметь дело в Пенджабе… Они в высшей степени кровожадны, жестоки и мстительны: они не знают, что такое истина или вера, поэтому выражение «у афганца нет совести» стало поговоркой среди его соседей»

Холдич утверждал, что патан «застрелит собственных родственников так же легко, как родственников своего врага — а может, и с большей готовностью — и стрелять будет в спину. И все же отдельному патану можно доверять, когда речь идет о преданности хозяину или о его обязательствах».

У пуштунов, оказывается, есть свой неписаный закон – вроде рыцарского кодекса чести. «Так же, как и рыцарство, он может толковаться на индивидуальном уровне (порой бывает весьма творческое толкование) и может всеми нарушаться. Тремя основными столпами Пуштунвали являются нанг (честь — социальная концепция, разделяемая непуштунами); мелмастия (гостеприимство, несмотря на бедность; это качество также почти универсально для всех афганцев); и строжайшее обязательство — бадал (месть, что также характерно для всех афганцев, хотя и не так строго формулируется, понимается в соответствии с библейским понятием «око за око»). Многие непуштуны говорят, что пуштуны «используют наполовину Коран, а наполовину Пуштунвали» в качестве своих руководящих принципов».

И это при том, что простые афганцы не только неграмотны, чтобы читать Коран, Коран еще, как известно, написан на арабском, а не на афганских языках. Так что ислам в Афганистане на редкость причудливый.

Ну и это чудесное: «В 1989 г. у меня при неприятных обстоятельствах был опасный спор с бадмашем (бандитом) в долине Шомали... Свое мнение он высказал предельно ясно, с угрозой применения силы — все, что оказывалось на территории, находящейся под его контролем, по праву принадлежало ему. Он выиграл спор благодаря своим громким аргументам и (по окончании стрельбы) близости ствола его штурмовой винтовки АК-47 от моей груди. В результате этой победы бадмаш завладел теми предметами, которые, по его мнению, свидетельствовали о чрезмерности моего богатства — моими часами и моими брюками!»

Еще у Геста любопытны детали противостояния и неприязни городского и сельского населения - и это еще не считая этнических и религиозных споров. И краткий, но достаточный для неспециалистов анализ природы афганских войн, начиная с 19 века.

Tags: ,

27 уже сказали / Скажите сами
Comments
yana_sutaeva From: yana_sutaeva Date: October 17th, 2012 07:12 am (UTC) (Link)
очень похоже на Кавказ
мой преподаватель главенство таких кодексов чести объяснял особенностями ландшафта
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: October 17th, 2012 07:19 am (UTC) (Link)
Да, я тоже читала про более-менее похожую везде "горскую культуру" :) Но не уверена, что в Афганистане они все горцы.
yana_sutaeva From: yana_sutaeva Date: October 17th, 2012 07:30 am (UTC) (Link)
дело не в горах, а в том насколько часто народу приходится обороняться
горцы становятся горцами, потому что начинают селиться в труднодоступных условиях, спасаясь от частых набегов
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: October 17th, 2012 07:40 am (UTC) (Link)
Это новое для меня обоснование. То, которое знаю я - горская культура характерна для животноводческих обществ в тяжелых природных условиях.
yana_sutaeva From: yana_sutaeva Date: October 17th, 2012 08:34 am (UTC) (Link)
животноводческими они ведь становятся по той же причине, отару овец легче перегнать, чем забрать с собой грядки. да и какие грядки, когда кругом скалы.
по этой теории подобные кодексы чести должны быть и у кочевых народов, но я просто никогда не интересовалась кочевниками
web_mistress From: web_mistress Date: October 17th, 2012 08:38 am (UTC) (Link)
Да, но там нет момента постоянной обороны от внешних врагов. Там есть момент выживания в сложных условиях, где можно угнать чужую отару/стадо. Грядки, конечно, чужие тоже можно захватить, но на них надо будет работать - не то совсем. :)
yana_sutaeva From: yana_sutaeva Date: October 17th, 2012 08:43 am (UTC) (Link)
я и не настаиваю на каком-то большом "внешнем враге"
это сейчас у них есть США)) а в 19 веке врагом могло быть соседнее поселение, которое угоняло отары
в общем, любимая моя теория)) вылетела из головы фамилия ученого, который ее развивает в своих работах
web_mistress From: web_mistress Date: October 17th, 2012 08:45 am (UTC) (Link)
:)) Я, само собой, тоже не настаиваю, потому как совсем не в теме. :)
yana_sutaeva From: yana_sutaeva Date: October 17th, 2012 08:50 am (UTC) (Link)
посмотрела сейчас карту Афганистана, ландшафт очень похож на Кавказ - равнина занимает меньшую часть на востоке, остальное горы
не знаю как у них заселялась равнина, но на Кавказе современные жители равнин это бывшие горцы, причем они переселились совсем недавно - за последние 50 лет. Поэтому все кодексы и привычки еще сохранили.
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: October 17th, 2012 09:42 am (UTC) (Link)
Любопытно, не знала про жителей равнин.
to_r From: to_r Date: October 17th, 2012 07:36 pm (UTC) (Link)
Там конкуренция и с чужими племенами одной национальности и с соседями другой. Таджики, хезарейцы, узбеки, белуджи.. Территория с не самым благоприятным климатом, борьба за ресурсы и т.п. Земля, вода, месторождения чего-то ходового (бирюза, лазурит...), дороги и пр.
"У афганца нет совести..." - парафраз (или перефраз - вечно путаю) из киплингового Кима: мораль "для своих" на чужих может и не распространятся.
thalys From: thalys Date: October 17th, 2012 05:27 pm (UTC) (Link)
Ну, пуштуны частично вполне себе кочевники.
yana_sutaeva From: yana_sutaeva Date: October 17th, 2012 05:39 pm (UTC) (Link)
частично, в смысле, что у них отгонное животноводство?
thalys From: thalys Date: October 17th, 2012 07:31 pm (UTC) (Link)
Вообще да, у них отгонное животноводство практикуется, но я имела в виду именно кочевые племена.
i_am_kitsum From: i_am_kitsum Date: October 17th, 2012 09:11 am (UTC) (Link)
Только вот Швейцария выделяется почему-то. Я знаю, в средневековье гельветы давали жару всем, так сказать, интервентам, хотя наступательных войн не вели. А сейчас - одна из самых культурных и миролюбивых(хоть и вооружённых стран).
web_mistress From: web_mistress Date: October 17th, 2012 09:27 am (UTC) (Link)
Вы хотите сказать, в Швейцарии тяжелые природные условия?
i_am_kitsum From: i_am_kitsum Date: October 17th, 2012 09:39 am (UTC) (Link)
Ну да, практически те же горы, что и, скажем на Кавказе. Просто пасторальные картины Кавказа менее известны, мне кажется. Тем более на мой взгляд важна не только тяжесть условий, а именно "гористость" местности. Норвежцы жили и живут в тяжёлых природных условиях, но у них не былы "горного" изоляционизма, или сааамы, например. Тут много примеров. А вот если народность проживает только в горах - у неё много общих характерных черт. А вот Швейцарцы не вписываются. Всё написанное, конечно, ИМХО.
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: October 17th, 2012 09:44 am (UTC) (Link)
Нет, "гористость" местности как таковая только подчеркивает сложность условий. У берберов и степняков похожие устои. И у чукчей.
i_am_kitsum From: i_am_kitsum Date: October 17th, 2012 09:54 am (UTC) (Link)
Изоляционизм плохо вписывается. И берберы, и чукчи были скорее экспансиолистами. И другие "равнинные" тоже чаще ориентированны на расширение территории. А вот "горных" немного иначе
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: October 17th, 2012 09:57 am (UTC) (Link)
Простите, но изоляционизм - это ваша теория. :) В моей его нет.
cityanimal From: cityanimal Date: October 17th, 2012 07:36 am (UTC) (Link)
создание альянсов на местном уровне - вывод очевиден, но, как показывает практика, сложен в реализации..
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: October 17th, 2012 07:40 am (UTC) (Link)
Да, увы.
thalys From: thalys Date: October 17th, 2012 05:33 pm (UTC) (Link)
Ещё, помнится, в пуштунском языке для обозначения двоюродного брата и врага используется одно слово. Правда, за верность инфы не ручаюсь.
За ссылки спасибо, пойду их курить. (Да, АфПак - моя не то чтобы тайная страсть)
З. Ы. А вторая ссылка должна дублировать первую?
З. З. Ы. И да, кто хочет покопать тему более основательно (а также долго и мучительно), рекомендую фундаментальный, не побоюсь этого слова, труд The Pathans за авторством Olaf Caroe.

Edited at 2012-10-17 05:39 pm (UTC)
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: October 17th, 2012 05:46 pm (UTC) (Link)
:))) Ловите целиком - http://www.icrc.org/rus/resources/international-review/review-881-afghanistan/index.jsp

Вторая ссылка - да, это одна и та же статья.
to_r From: to_r Date: October 17th, 2012 07:25 pm (UTC) (Link)
напомнило байку о жителях Балкан. Бог говорит: что пожелаешь себе сбудется вдвойне для твоего брата. Балканец: Господи, вырви мне глаз.
thalys From: thalys Date: October 17th, 2012 07:40 pm (UTC) (Link)
Хм, вроде про русских такая же байка была О.о
to_r From: to_r Date: October 17th, 2012 07:44 pm (UTC) (Link)
святая истина
27 уже сказали / Скажите сами