?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Южная Корея: жизнь при монастыре - 1 - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Южная Корея: жизнь при монастыре - 1
budda
Будда во внутреннем дворике корпуса для медитаций.

Я не планировала ехать на ритрит Sundao, хотя Мастер Ю меня давно приглашал. Даосскими практиками я не занимаюсь с тех пор, как стала его переводчиком, медитировать не умею, Корея эта черт знает где, а я на самолетах летать боюсь… Но очень уж соблазнительно звучало проживание в горном монастыре Магокса. А почему-то ни до одного приличного горного монастыря без самолета не добраться. Когда же Мастер Ю сказал, что проведет церемонию для моего безопасного перелета, отнекиваться стало неловко. Так я туда и попала.

***

Как ни удивительно, еще в 60-е годы 20 века Корея была страна больше протестантская, чем буддийская. Буддизм проник в страну в IV веке; основное направление – Seon (сон, sun). Это то, что в Японии называют дзен, и что практиковали в Шаолине. А в Средние века с буддизмом в Корее случилось то же, что в свое время с Римской католической церковью – погряз в роскоши. Монастыри освобождали от налогов, и им давали землю как правители, так и обычные люди в дар. Развелось слишком много монахов и монахинь, которые приходили в сангху, только чтобы избежать налогов и государственной службы. Буддизм стал серьезным бедствием для национальной экономики. Слишком много храмов приходилось содержать, слишком много сложных ритуалов выполнять.

Монастырь Магокса находится в горах, поэтому там уцелели здания еще 14 века.
magoksa

В 14 веке к власти пришли правители из новой династии Ли. Они предпочитали конфуцианство и к буддизму относились негативно. Так негативно, что число монастырей сократилось с нескольких сотен до тридцати шести, монахи не могли больше заходить в города, буддийские похороны и прошение подаяния запретили.

Спасло буддизм нападение Японии на Корею в 16 веке. Правительство в тот момент было слабым из-за внутренних раздоров и не могло оказать сопротивление. Разграбление страны японцами побудило лидеров сангхи организовать монашеские партизанские отряды. В конце восьми лет войны несколько тысяч монахов приняли участие в сражениях. Возглавлял их 72-летний дзенский мастер Сосан-тэсо. Участие монашеской армии позволило прогнать японцев. После этого нападки на буддизм уменьшились.

Мостик по дороге из ритритного центра в монастырь.
magoksa_bridge

Япония таки оккупировала Корею в конце 19 века, и японский буддизм «испортил» корейский. Если в Корее традиционно храмы возглавляли монахи, то в Японии допускалась женитьба буддийских священников. Разрушались местные храмы, вывозились ценности. Только после проигрыша Японии во Второй Мировой корейские монахи постепенно вытеснили женатых священников из храмов. И тут вмешалось протестантство. Противостояние буддистов и христиан доходило до серьезных конфликтов. Вплоть до 80-90х годов 20 века сжигались буддийские храмы, осквернялись святыни. Протестанты-фундаменталисты молились о разрушении всех буддийских храмов еще совсем недавно.

Эти страшные существа что-то символизируют. Мимо них мы проходили, чтобы достичь просветления, кажется. Со мной у них не вышло, не знаю, как с остальными.
magoksa_fighters

Монашеская жизнь в Корее любопытная. Хотя каждый монах имеет свой "домашний" монастырь, он или она могут путешествовать по всем другим монастырям, оставаться там, как угодно долго, изучать их традиции и обычаи. Мастер Ю рассказывал о своем друге, полностью посвященном монахе, который поехал обучаться в монастырь в Мьянму. И жили там не только бирманские и корейские монахи, но и вьетнамские. Почему-то с вьетнамцами корейцам особенно сложно – те на вечерних общих собраниях тыкают пальцем в других монахов и объявляют "а вот тот-то сделал не так". Мастер Ю считал, что это у вьетнамцев коммунистическое. Я мысленно посмеялась, вспомнив тот же "коммунизм" Германии и Швейцарии.

Ритритный центр монастыря Магокса.
retreat_fog_rain

Магокса – один из главных монастырей Ордена Чоге. А Орден Чоге – основная школа корейского буддизма (Мастер Ю почему-то говорит "sect" – видимо, у этого слова нет негативной коннотации в корейском). У Ордена Чоге – обширные образовательные программы разных уровней. Все посвященные монахи должны пройти стандартную программу. Потом, после десяти лет практики, они могут сдать экзамен, позволяющий стать настоятелем храма. Есть также и специальное образование – можно изучать философию, преподавание или переводческое дело – все в рамках монашеских практик.

Монахи в перерыве между занятиями.
monks

В нашем монастыре были и монахини, правда, жили они отдельно. Мастер Ю сказал – в амджа. Я, правда, не сразу поняла, что это женщины - как и монахи, они с бритыми головами и в серых одеждах. Только у совсем новеньких монахинь одежды оранжевые (у монахов-новичков – коричневые). Монахи-мужчины принимают 250 обетов, женщины – 348. Ага-ага. Причем самая почетная монахиня должна кланяться и сидеть позади самого нового монаха. Также монахиням запрещается наставлять монахов, тогда как обратное поощряется. И от опыта и времени пребывания в сангхе тут ничего не зависит. Буддизм, на деле, ни фига не феминистическая религия.

Lyssa в столовой на фоне повара и монахинь-новичков.
nuns_yellow

Больше всего меня умиляли монашеские зонты и шляпы от солнца. У входа в столовую стояли огромные керамические чаны, которые обычно используют для ферментации кимчи. В эти чаны монахи засовывали зонты – почти одинаковые, огромные. А выходя забирали, не глядя. Мастер Ю сказал, что зонты "ничьи", в смысле, принадлежащие монастырю. Кому из монахов надо, тот и берет. Под самый конец ритрита вдруг дожди на несколько дней прервались. Тогда зонты из чанов исчезли, зато в корпусе для медитаций появились стопки широченных шляп. Выходишь – берешь. Еще очень трогательно все время всем монахам кланяться, сложив руки у груди. Они искренне так улыбаются и кланяются в ответ.

Монахи идут к залам для медитаций по мосткам вокруг футбольного поля.
monks_rain

Ритритный центр, где мы жили, построил известный японский архитектор. И это было очень, очень круто. Аскетический минимализм в сочетании с японской эстетикой и чрезвычайной продуманностью. Когда начался сезон дождей, я поняла, что вот те асимметричные панели и приподнятые мостки – не для эстетики только. При круглосуточных ливнях пришлось бы иначе добираться до зданий вплавь.

Комнаты почти пустые, только маленький холодильник, встроенные шкафы, где лежат футоны для сна, и длинная широкая скамья – она одновременно и стол, и стул, и тумбочка. Окна закрыты перегородками с рисовой бумагой, можно через них выходить на длинный общий балкон. При этом все удобства современные, и даже в коридоре автоматически включается свет от движения. Что, впрочем, не очень удобно, когда кто-то встает ночью тихо, не желая будить соседей.

Вид с угла нашего балкона.
retreat_monk

Поднимаются в монастырях в 3.00 под звук гонга и идут в общий зал медитировать и петь мантры. Мы, правда, гонг не слышали, потому что вставали в 4.30. Впрочем, монахам-новичкам тоже послабление с подъемом. Несколько дней я жила отдельно ото всех в другом корпусе, куда как раз заселились монахи-новички, проходящие интенсив. Очень было неожиданно утром в полутьме шлепать по ступенькам с моего второго этажа на медитацию и видеть, как бесшумно вылетают из всех дверей фигуры в развевающихся коричневых балахонах, строятся цепочкой во внутреннем дворике и потом быстро-быстро исчезают в утреннем тумане. Отряд привидений, прямо.

Монахи-новички в столовой.
novice_monks

В корейском буддизме не слишком почитают разнообразие коанов. Считается, что все коаны есть в одном. И этот один - чаще всего коан Му. Му означает отрицание, но часто используется в форме "ни да, ни нет". Собственно, коан:

"Монах спросил у Чжаочжоу:
— Обладает ли собака Природой Будды?
И Чжаочжоу ответил:
— Му!"

Если хотите над ним помедитировать, вот здесь практика работы с коаном Му.

Но вообще, в монастыре мы занимались вовсе не дзен-буддизмом, а изучали даосские практики Кук Сан До. Их разновидностью и является Sundao Мастера Ю. Об этом - в следующем посте.

Tags: ,

20 уже сказали / Скажите сами
Comments
next_tomahawk From: next_tomahawk Date: August 3rd, 2011 12:25 pm (UTC) (Link)
удивительно!) и очень интересно) Спасибо
web_mistress From: web_mistress Date: August 3rd, 2011 12:39 pm (UTC) (Link)
Там и правда было удивительно и очень интересно! :)) Все-таки экзотика такая.
emily_entropy From: emily_entropy Date: August 3rd, 2011 01:07 pm (UTC) (Link)
*note to myself* Поехать в горный монастырь.
:spy: А что, стаканчики у товарищей монахов пластиковые?
web_mistress From: web_mistress Date: August 3rd, 2011 01:11 pm (UTC) (Link)
Бумажные, по-моему. :) А у диспенсеров с водой стояли вообще коробки с конвертиками такими, куда надо было воду наливать. Кстати, удобно оказалось, редко же кто на бегу целый стакан пьет. :)
aigol From: aigol Date: August 3rd, 2011 01:59 pm (UTC) (Link)
--Ритритный центр, где мы жили, построил известный японский архитектор.

Вот оно как! А я все удивлялась красоте и функциональности... ;)
web_mistress From: web_mistress Date: August 3rd, 2011 05:51 pm (UTC) (Link)
Ага! И ведь правда, удивительно красивое место, и как гармонично вписано.
busconductor From: busconductor Date: August 3rd, 2011 02:22 pm (UTC) (Link)
>Буддизм, на деле, ни фига не феминистическая религия.

вот поэтому я латентная буддистка :))
не очень понимаю, зачем женщины туда идут на таких условиях, то есть сознательно соглашаются на роль человека второго сорта. Впрочем, это ведь с большинством религий так.

а центр действительно отличный. Очень нравится фото с двумя зонтиками (ну и монахами под зонтиками:)
web_mistress From: web_mistress Date: August 3rd, 2011 05:53 pm (UTC) (Link)
Это с большинством религий, да. И потом, я думаю, что в обществе, из которого они пришли, эта роль естественна. Корея очень патриархальна и иерархична. Но вот то, что это БУДДА придумал - меня в Будде разочаровало. Его тетя попросила его сделать монашеские ордена для женщин, и он в итоге сказал, что можно, но только с такими правилами. С другой стороны, далеко не все религии считают, что женщина вообще способна достичь нирваны. Будда хоть в этом был прогрессивен.

Центр просто суперский. Спасибо! :)
dimik_mag From: dimik_mag Date: August 4th, 2011 04:12 am (UTC) (Link)
А ведь буддизм - постарше многих других мировых религий, так что дальше был регресс )))
web_mistress From: web_mistress Date: August 4th, 2011 04:46 am (UTC) (Link)
Почему дальше регресс? Женщины в христианстве тоже в рай попадают, и отношение к ним примерно на том же уровне неравенства. Вот ислам - да. Но ислам тоже был, говорят, improvement по сравнению с местными обычаями в то время.
dimik_mag From: dimik_mag Date: August 4th, 2011 05:06 am (UTC) (Link)
Если за 600 лет ничего не изменилось, то редко говорят о стабильности ))) Чаще говорят о регрессе, ну и сами христианские практики ближе к смирению и рабству, чем к просветлению. Про ислам умолчу - там есть суфии, я к ним неравнодушен )))
web_mistress From: web_mistress Date: August 4th, 2011 05:10 am (UTC) (Link)
> Если за 600 лет ничего не изменилось, то редко говорят о стабильности )))

Страшно люблю такие фразы. Кто говорит? Как редко? Точно ли? В каких еще случаях? :D :D :D

А что вас в суфиях привлекает?
dimik_mag From: dimik_mag Date: August 4th, 2011 05:48 am (UTC) (Link)
Да, фраза такая, чтобы завуалировать прямое неполиткорректное высказывание ))) "Если кто-то кое-где у нас порой..." )))
В суфиях меня привлекает умение видеть мир в непривычном свете, может быть тоже через фильтр своего восприятия, но - другой. Возможно это шарм издалека, вот так прям рядиться в костюм дервиша и ехать в непривычный мир, который, скорее всего, будет далеким от моих идеализаций, я не слишком готов, но все равно меня манит этот мир )))
web_mistress From: web_mistress Date: August 4th, 2011 06:01 am (UTC) (Link)
Это вечная проблема - я тоже кое-что предпочитаю не узнавать ближе, чтобы не разочаровываться. :))
yozhyk From: yozhyk Date: August 4th, 2011 10:10 am (UTC) (Link)
Я, наверное, что-то пропустила - френдленту давненько не читала. А что такое "ритрит", "ритритный центр"?
Поражает современная архитектура монастыря. И при этом - ощущение гармонии, особенно на фоне дождя и тумана. Чудесные снимки получились!
И - да, чуть не забыла! Очень интересно читать!
web_mistress From: web_mistress Date: August 4th, 2011 10:41 am (UTC) (Link)
:))Спасибо! :) Ритрит (retreat) - это некое выездное мероприятие, на котором ты отключаешься от привычной жизни и занимаешься какими-то практиками, могут быть духовные, йога, много что. :)

Там как раз ритритный центр современный, где монахи учатся и живут приезжающие монахи и гости, сам монастырь с храмами старый, аж 14 века есть здания. Но все равно мне тоже было неожиданно, что такая архитектура современная и стильная. Мастер Ю считает, что это лучший ритритный центр в Азии, он многие объехал и остановился на этом. И я с ним согласна, даже ничего не объезжая - просто сложно придумать что-то лучше, он идеален. :)
sashun4a From: sashun4a Date: August 5th, 2011 04:31 pm (UTC) (Link)
Как мне нравится этот коан!
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2011 07:07 pm (UTC) (Link)
:)) Угу, вот они на него годами и медитируют. Кстати, я в Бусане видела очень-очень красивого мальчика. Самого красивого из красивых корейских мальчиков, которых я видела в Бусане. И так думаю, кого-то он мне напоминает, лицо как будто знакомое. На следующий день поняла - тебя. :D
sashun4a From: sashun4a Date: August 12th, 2011 03:32 pm (UTC) (Link)

Re: Reply to your comment...

Помнишь, я одному молодому человеку на РИФе сказала, что моя занятость после секций очень зависит от секса? Вот он мне настойчиво рассказывал, что у меня куча родственников в Корее должна быть ;) а мальчика надо было хватать и фотографировать!

web_mistress From: web_mistress Date: August 14th, 2011 06:46 am (UTC) (Link)

Re: Reply to your comment...

Ыыыыы, помню, отлично было! :))) Мальчика не могла хватать, он был в компании других мальчиков и девочек с вэйв-досками. И я не сразу поняла, что он на тебя похож, я полюбовалась, какой красивый, и подумала, что что-то есть в нем очень знакомое. :))
20 уже сказали / Скажите сами