?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Миф о существовании Чистого Зла. 4 причины насилия и жестокости - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Миф о существовании Чистого Зла. 4 причины насилия и жестокости
Когда начинаешь думать о людях и их действиях в терминах активности орбитомедиального отдела префронтальной коры и латеральных бледных шаров, то воспринимаются эти люди, а также их действия, мысли и эмоции совсем по-другому.

* * *

Джонатан Хайдт ссылается на книгу Roy Baumeister "Зло: внутри человеческой жестокости и агрессии". Я бы тоже ее заказала, если бы не решила завтра перестать читать книги и заняться более другими делами. Так вот, этот Roy Baumeister, исследовал зло с точки зрения жертв и злодеев. И пришел к неожиданному выводу, что злодеи, как правило, не считают, что они делают что-то не так. Практически всегда они считают, что отвечают на провокации или нападения, причем вполне допустимыми способами. (Как модератор форума, я этого "он первый начал, я только ответил" наслушалась выше крыши).

Мало того, не будучи человеком политкорректным, Roy Baumeister пришел к неприятному выводу, что жертвы в большинстве случаев насилия (от домашнего до геноцида) делят долю ответственности за произошедшее с насильниками. То есть, действительно имело место быть нечто, принятое "злодеем" за провокацию или нападение. Хотя, конечно, "злодеи" зачастую чрезмерно сильно реагируют или неправильно интерпретируют слова или действия жертвы.

Я лично не уверена, что это так - в конце концов, Roy Baumeister только человек, может ошибаться. Однако вспомнила по этому по этому поводу, как мой один знакомый, накачанный спортивный бывший капитан милиции из Нижнего Новгорода, в Москве время от времени дерется - на него нападают. Сначала я думала - комплекс жертвы. А потом выяснилось, что он, имея в мозгу представление о мире как о месте, где на тебя нападают, на какие-то шутки в свой адрес тут же реагирует агрессивно, в ответ идет эскалация агрессии, в итоге - драка.

Roy Baumeister так же выделил четыре основные причины жестокости и насилия. Две очевидные - жадность/амбиции (насилие для получения личной выгоды, как в ограблении) и садизм, то есть, удовольствие от страданий других. Однако, эти причины ответственны за самую малую долю преступлений. Основная же доля совершается из-за того, что в обществе обычно ценится: высокая самооценка (high self-esteem) и моральный идеализм.

Конечно, высокая самооценка не сама себе является причиной насилия. Но когда она нереалистична или нарциссична, то реальность угрожает ее разрушить. В ответ на это люди - особенно молодые мужчины - часто прибегают к агрессии. Roy Baumeister сомневается в необходимости школьных программ, направленных на повышение самооценки. Вместо того он считает необходимым обучать навыкам и умениям, которыми можно гордиться - они более реалистичны.

Однако, для совершения массовых преступлений необходим моральных идеализм. Большинство жестокости 20 века совершено людьми, которые верили, что они строят утопию или защищают свою страну/племя/людей от нападения.

"If you are fighting for Good or for God, what matters is the outcome, not the path. People have little respect for rules, we respect moral principles that underline most rules. But when a moral mission and legal rules are incompatible, we usually care more abut the mission. ...when people have strong moral feelings about a controversial issue - when they have a "moral mandate" - they care much less about procedural fairness in court cases. They want the "good guys" freed by any means and the "bad guys" convicted by any means."

"Если вы сражаетесь за правое дело или за Бога, важен результат, а не путь к нему. Люди не слишком уважают правила, мы уважаем моральные принципы, которые стоят за большинством правил. Но когда моральная миссия и правовые нормы не совпадают, обычно нас больше заботит миссия. ...когда у людей есть сильные моральные убеждения относительно неоднозначного вопроса - когда у них есть "моральный мандат" - они гораздо меньше заботятся о справедливости процедуры в судебных делах. Они хотят, чтобы "хороших парней" любым способом освободили, а "плохих парней" любым способом наказали."

С моральным идеализмом я согласна, да. Вот насчет высокой самооценки - не уверена.

Tags: ,

17 уже сказали / Скажите сами
Comments
schriftsteller From: schriftsteller Date: May 20th, 2011 06:51 pm (UTC) (Link)
В массовых преступлениях надо учитывать фактор идеолога-подстрекателя: "У теоретиков чистые руки, у исполнителей чистая совесть".
web_mistress From: web_mistress Date: May 20th, 2011 06:52 pm (UTC) (Link)
Да, тоже тема.
rodionv From: rodionv Date: May 20th, 2011 07:33 pm (UTC) (Link)

Пиндосы постоянно сами отвечают

Темный лыцарь или Хранители или прочие блокбастеры - зло такое же как мы, а мы - добро, по умолчанию...
web_mistress From: web_mistress Date: May 20th, 2011 07:46 pm (UTC) (Link)

Re: Пиндосы постоянно сами отвечают

Мы - это кто? :)
rodionv From: rodionv Date: May 20th, 2011 08:05 pm (UTC) (Link)

мы - силы той частицы! 8))

Вы поднимаете вопросы философии, а я считаю мрак и свет всего лишь отражением.

Хаос-Система. Методы те же, вопрос восприятия.

Я считаю себя добром, бо конструктивен и веду вселенную к точке максимальной плотности систематизации.
далее взрыв и хаос и сотона...
lisalara From: lisalara Date: May 21st, 2011 06:50 am (UTC) (Link)
А я с высказываниями про высокую самооценку почти согласна. Я думаю, она должна основываться на конкретных вещах - действительно на навыках и умениях, на знаниях в конце концов. (Я просто ежедневно наблюдаю "острый" подростковый период с периодически выскакивающей и зашкаливающей самооценкой :) )
web_mistress From: web_mistress Date: May 21st, 2011 07:02 am (UTC) (Link)
Ну вот я почти согласна, но не совсем. :)) Я не думаю, что дело в высокой самооценке, я думаю, дело может быть в неадекватной самооценке вкупе с высокими претензиями и неравным отношением к другим людям. Но это необязательно качества любой высокой самооценки.
lisalara From: lisalara Date: May 21st, 2011 07:19 am (UTC) (Link)
Да-да, именно необоснованно высокая самооценка вкупе с неравным отношением к другим. Довольно сложная формулировка, но она точнее.
web_mistress From: web_mistress Date: May 21st, 2011 07:37 am (UTC) (Link)
:))
iris_k From: iris_k Date: May 21st, 2011 07:39 am (UTC) (Link)
Неполиткорректно, но что-то в этом есть.
Я наблюдала домашнее насилие в разных видах, и могу сказать, что в большинстве случаем идет "игровая связка", созависимость.
web_mistress From: web_mistress Date: May 21st, 2011 08:07 am (UTC) (Link)
Угу. :( Понятно, что это издержки воспитания в родной семье, но многие женщины от домашнего насилия и не уходят. Я не представляю, чтобы ты или я простили ударившего нас мужчину. Ну, в смысле, простили бы, но из отношений бы ушли. А кто-то не уходит. :(
olkab From: olkab Date: May 21st, 2011 08:13 am (UTC) (Link)

сомневается в необходимости школьных программ, направ

О! супер. Этой формулировки мне очень не хватало. Ощущение есть уже давно, а сформулировать не могла, чем мне все эти мотивационные мероприятия не нравятся.
web_mistress From: web_mistress Date: May 21st, 2011 08:17 am (UTC) (Link)

Re: сомневается в необходимости школьных программ, напр

Да, с этим я согласна вне зависимости от насилия и жестокости :))
futsushi From: futsushi Date: May 21st, 2011 08:46 pm (UTC) (Link)
По поводу школьных программ и самооценки.
Я вижу прямую параллель с гордыней из темы о триггерах. Они явно перекликаются.
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2011 01:42 am (UTC) (Link)
Да, я согласна, что гордыня может быть путем к насилию. Но высокая самооценка и гордыня - не одно и то же. :)
futsushi From: futsushi Date: May 22nd, 2011 09:29 am (UTC) (Link)
Ну где я сказал, что одно и тоже? :( Да разница есть, но все так близко. Чуть акцент смещен в методах повышения самооценки и уже нарабатывается гордыня. Тонкая грань... (ну лично мне так кажется).
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2011 09:50 am (UTC) (Link)
Да, согласна :)
17 уже сказали / Скажите сами