?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
«Из колючек, ракушек и зеленых лягушек» - о феминизме в России - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
«Из колючек, ракушек и зеленых лягушек» - о феминизме в России
Ходил недавно по блогам текст то ли финки, то ли англичанки, которая писала, что русские женщины не признают феминизма. С ней сложно не согласиться, феминизм у нас не очень прижился. Я, как любой нормальный человек, за равные права и возможности для всех полов, рас, ориентаций, но и у меня с картиной феминистического мира был некий диссонанс. Меня осенило, в чем дело, когда я прочитала Женщина как неустранимый элемент коллектива в советской культуре.

Я росла во вполне четкой картине мира, что мальчишки, предоставленные самим себе, способны либо нахулиганить, либо подраться. Ну, могут еще какую ракету запустить (оставив после себя полный бардак и разбив соседское окно) или пойти в Искпедицию (и заблудиться, покалечиться или уронить Иа-Иа в реку). Да, за ними обязательно нужен женский ПРИГЛЯД, и только женское облагораживающее воздействие делает из мужчины человека.

Эта картина мира прививалась образами советской литературы. Мальчишки сделаны из колючек, ракушек, зеленых лягушек и прочей ерунды. Девочки сделаны из шоколадок, мармеладок, порядка и пятерок в дневнике. Василиса Премудрая и Иван-дурак, Мальвина и Буратино, княгиня Марья Алексеевна как высший моральный судья, Багира, сменившая в русском переводе пол, Сова и Кенга из Винни-Пуха…

"Лёлишна из третьего подъезда" жила одна с дедушкой, выполняя функции Взрослого в семье. Что совершенно нормально, «девочка» обеспечивает ПРИГЛЯД за «мальчишкой» независимо от возраста той и другого. Учителя-мужчины в школах смотрелись нелогично – как они могут за кем-то присмотреть, за ними самими глаз да глаз нужен! То же самое и с папами, остающимися с детьми.

Я не скажу, что это снисходительно-покровительственное отношение – материнское. Скорее, хозяйское, ну, может, «старшесестринское». В любом случае, это отношение «сверху». Окружающий мир никак не вступал с этим отношением в противоречие, пока я не узнала о гендерных studies, уже в конце девяностых. Вдруг оказалось, что мужчины – опрессоры, а женщины – жертвы.

Принятие этой (феминистской) картины мира требовало психологического перехода из позиции сильного в позицию слабого, борющегося за свои права. Я не думаю, что многие женщины, воспитанные в той советской картине мира, на это согласятся. В конце концов, «у нас», как известно «мама – летчик? Что ж такого! Вот у Коли, например, мама – милиционер.» А «у них» - другое прошлое, где men are better than women.

Не, женщины бСССР тоже хотят, чтобы мужчины взяли на себя, наконец, больше домашней работы, без напоминаний мыли шею и уши и освободили женщин для более интересных дел. Но это несколько другой угол зрения, не западный феминистский.

Когда над этим думала, неожиданно поняла, что та же «советская» картина мира – у Вудхауза. В Дживсе и Вустере особенно ярко. Вустер и его друзья приходят в закрытый мужской клуб, где кидаются хлебом, забивают мячики для гольфа в бокалы и прячут украденные шлемы полицейских. Девушки, собирающиеся за них замуж, читают Ницше и Шопенгауэра, охотятся, разводят гончих псов и пишут хорошо продаваемые книги.

Берти Вустер трепещет перед своими тетушками, а те властно решают дела большой семьи. Когда Вустер начинает мечтать о семье, Дживс устраивает ему выступление перед классом маленьких девочек, откуда Берти еле ноги уносит. Дживс, конечно, исключение – единственный состоявшийся сильный мужчина в серии. Но он – слуга, фактически, другой гендер, другая социополовая роль.

Само собой, это про некий общекультурный, мэйнстримовский, декларируемый подход. В быту оно по-разному, и у разных социальных кругов – тоже. Но тем не менее, разница в изначальном подходе, изначальном взгляде на места полов в жизни не может не сказываться на принятии феминизма в России.

И, конечно, сейчас я не считаю гармоничным подход к взаимоотношениям, где противоположная сторона заведомо не уважается или ставится в чем-то ниже.

Tags:

99 уже сказали / Скажите сами
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
lisalara From: lisalara Date: January 13th, 2011 06:22 pm (UTC) (Link)
А я-то понять не могла, чего мне в этом феминизме ничего не откликается:)))
web_mistress From: web_mistress Date: January 13th, 2011 06:27 pm (UTC) (Link)
Мне откликается "как должно быть". Мне не очень откликается "как было и как есть". :)
esperanzan From: esperanzan Date: January 13th, 2011 06:38 pm (UTC) (Link)
Где-то мне попадался разбор психолога гендерных раскладов поколений - от 1917 и до наших дней. Узнаваемо тоже...
Причем, живет образ гармоничных отношений в сознании, но начинаешь строить свои - и вылезает вся эта лабудень, усвоенные в детстве стереотипы.
Эххх.
web_mistress From: web_mistress Date: January 13th, 2011 06:39 pm (UTC) (Link)
Да, есть такое. :)
juliascha From: juliascha Date: January 13th, 2011 06:57 pm (UTC) (Link)
Ой, очень знакомо... Да, именно так всё и было (по крайней мере те немногие воспоминания, которые у меня есть о Советском Союзе, это подтверждают). Ещё я заметила, что у всех этих энергичных советских дам, "приглядывающими" за своими мужьями, эти самые мужья становились классическими подкаблучниками. Самое ужасное, что эти дамы соответствующе воспитывали сыновей...
web_mistress From: web_mistress Date: January 13th, 2011 07:01 pm (UTC) (Link)
Мммммм... Ты знаешь, это гораздо менее ужасное, чем когда мужчина опрессор, а женщина - жертва.
pevicei_budu From: pevicei_budu Date: January 13th, 2011 06:59 pm (UTC) (Link)
>Вдруг оказалось, что мужчины – опрессоры, а женщины – жертвы.
Вдруг? Неужели в советском "эфире" не было насилия над женщинами? Или советское мировоззрение нормально воспринимало женщину-начальницу в где-нибудь в атомной отрасли? Или женщин в экспедициях не старались припахать на кухнях, или на равных основаниях принимали в МГИМО или в инъязы? Женщина-генерал - это было как должное? Космонавток были десятки, а не парочка? Половиной министров были женщины, а не одна Фурцева за всю историю гос-ва по имени СССР? Или мужчины с удовольствием надевали презервативы?
Вот цитата феминистки родом из СССР:
"Мой отец был женоненавистником. Я была единственной дочерью (старшие дети у него все сыновья) и была довольно-таки активным ребенком. Его любимая фраза про меня -
"слишком живая для девочки". По его мнению, девочка должна сидеть тихо, вышивать и не вякать. С моей матерью он разговаривал в стиле "закрой рот".В СССР отец занимал очень высокую должность, много ездил по миру и долго работал в одной очень западноевропейской и очень цивилизованной стране, поэтому на людях научился глубоко прятать все свои патриархальные и женоненавичтнические позывы, отрываясь по-полной в семье. Но иногда даже в работе он не умел себя сдерживать. Однажды, на международных переговорах когда женщина-советник министра высказала свое мнение, мой отец не смог сдержаться и ляпнул "что вы эту бабу слушаете" Прекрасно понимая к каким последствиям это может привести (человек же он был неглупый). Потом я прочитала в мемуарах его соратника, какой резонанс вызвала эта фраза. До сих пор иногда перечитываю и слезы вперемешку со злобой. Моя мать была протокольной женой, жила по протоколу и не имела права ходить на службу. Но в нашей стране нет ни юридического ни социального понятия "два человека - одна карьера", поэтому после смерти отца она оказалась вышвырнутой за борт общественной и социальной жизни, а собственной карьеры у нее и не было никогда. Вся моя жинь в такой семье вызывала и вызывает во мне очень сильный внутренний и внешний протест."
http://community.livejournal.com/feministki/1499014.html?thread=55576966#t55576966
Не верю я в причудливый феминизм, неуместный в советском контексте.
web_mistress From: web_mistress Date: January 13th, 2011 07:02 pm (UTC) (Link)
Это ваша реальность. Я уже написала все оговорки, которые сочла нужными.
la_calvados From: la_calvados Date: January 13th, 2011 07:23 pm (UTC) (Link)
феминизм это же не мачизм наизнанку, когда везде женщины будут командоватьи править.
web_mistress From: web_mistress Date: January 13th, 2011 07:24 pm (UTC) (Link)
Само собой. Я и пишу, что я согласна с феминизмом в том, как оно должно быть, но я живу в другой картине мира относительно того, как оно было и есть, в другом взаимодействии полов.
aintlion From: aintlion Date: January 13th, 2011 09:26 pm (UTC) (Link)
Сова из Винни Пуха тоже сменил(а) пол.
web_mistress From: web_mistress Date: January 13th, 2011 09:33 pm (UTC) (Link)
Да, верно. :)
unclebb From: unclebb Date: January 13th, 2011 10:37 pm (UTC) (Link)
В остатке от советского воспитания - никто нас не учит быть мужчинами, т.к. отцы в большинстве своем и сами не знают, каково это.

Вот что больше всего задело и отозвалось.
busconductor From: busconductor Date: January 13th, 2011 11:11 pm (UTC) (Link)
1. А каково это - быть мужчиной?
2. В какой современной стране этому хорошо учат?
bezborodkin From: bezborodkin Date: January 13th, 2011 10:43 pm (UTC) (Link)
На мой взгляд (я могу ошибаться), в США гораздо больше женщин хотят воспользоваться своим равноправием с мужчинами, чем в СССР и в России. Хотя оно у них и позже появилось. Интересно, с чем это связано.
web_mistress From: web_mistress Date: January 14th, 2011 07:58 am (UTC) (Link)
Да, Паш, согласна. Я не знаю, с чем связано, но вижу два возможных объяснения. Или потому, что для российских женщин это не было "запретным плодом" - в декларациях мы и так знали, что "все можем". Или потому, что у нас вообще гражданскими правами граждане пользуются без рвения. Этакая общая социальная апатия.
untonych From: untonych Date: January 14th, 2011 01:10 am (UTC) (Link)
web_mistress From: web_mistress Date: January 14th, 2011 07:56 am (UTC) (Link)
Ээээ. О пикапе я промолчу, а так - да. :)
tony_dickens From: tony_dickens Date: January 14th, 2011 07:13 am (UTC) (Link)
Удивительно! Спасибо за компиляцию! Жутко понравилось почему-то!
Я сам замечал это и даже, общаясь с западными людьми, пытался объяснить им это, но не хватало "широты охвата".
web_mistress From: web_mistress Date: January 14th, 2011 07:56 am (UTC) (Link)
:) Рада, что понравилось.
olkab From: olkab Date: January 14th, 2011 08:22 am (UTC) (Link)
Ты умница. Всё очень похоже.
web_mistress From: web_mistress Date: January 14th, 2011 08:40 am (UTC) (Link)
Спасибо, дорогая. :))
tyler78 From: tyler78 Date: January 14th, 2011 08:45 am (UTC) (Link)
А как тебе такая банальная версия:
у нас идеи феминизма воспринимаются прохладно, потому что женщины умеют решать свои проблемы с мужчинами, так сказать, прямым путем?

Что прямо зависит от внешности/сексуальности. Когда ты выглядишь страшнее, чем лохнесское чудовище, то с горя можно и в феминистки податься.
web_mistress From: web_mistress Date: January 14th, 2011 09:13 am (UTC) (Link)
Последнее - ужасный мужской шовинизм.
nhura From: nhura Date: January 14th, 2011 01:28 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, в России не правильно понимают феминизм. Это не мужеподобность, и не умение сесть на шею мужу. Я как-то об этом высказывалась:
http://prosto-kat.livejournal.com/163194.html?thread=7239802
Феминизм - это легализация абортов, запрещение интересоваться семейным статусом при собеседовании на работу (и отказывать в работе женщинам с детьми), равная с мужиками зарплата за одну и ту же работу, убежища для избиваемых женщин, и тот факт, что полиция заберёт буйного мужа/сына/свёкра в участок, а не отважится вмешиваться под предлогом, что это - дела семейные. И да, возможность подать в суд на коллегу, которого ты уже 5 раз послала в жопу в присутствии всего отдела, а он продолжает хватать тебя за упомянутую часть тела.
web_mistress From: web_mistress Date: January 14th, 2011 05:45 pm (UTC) (Link)
Я не думаю, что феминизм это мужеподобность и умение сесть на шею мужу. Я в курсе гендерных studies и много читала на эту тему, включая Валери Соланас. Тем не менее, картина мира феминизма с моей не полностью совпадает. И ваше понимание феминизма - это ваше индивидуальное понимание феминизма.
vs_babay From: vs_babay Date: January 17th, 2011 03:40 am (UTC) (Link)
и крайне печален результат всео этого.
мужчины, которые не очень мужчины.
сначала получается, что сына воспитывает в первую очередь мама, а не папа.
а потом получается, что папа не смог научить сына быть мужчиной.
и как результат - не мужественные мужчины.
и очень немногие из них догадываются, что надо учиться быть мужчиной.
web_mistress From: web_mistress Date: January 17th, 2011 03:59 am (UTC) (Link)
Папы во всей истории детей не особо воспитывали.
zimopisec From: zimopisec Date: January 17th, 2011 05:59 am (UTC) (Link)
Тут вообще есть одна забавна темка.
Запад насквозь буржуазен- в подкорке. Там кто платит- заказывает музыку, в идеале там президенты служат своим налогоплательщикам, оттого что те им оные налоги платят. Соответственно если женщина позволяет за себя заплатить- принимает деньги от мужчины, то... дальнейшее понятно.
Мы- феодальны и дофеодальны. У нас в подкорке не налоги, а подати, и получающий их естественно выше платящего. Соответственно и мужчина, платящий за женщину, воспринимается ее подданным, честь имеющим заплатить за свою княгиню. И какая княгиня в здравом уме и твердой памяти согласится на революцию сверху?
web_mistress From: web_mistress Date: January 17th, 2011 06:02 am (UTC) (Link)
:)) Любопытная мысль! :) Чем-то напоминает анекдот про отношение к человеку собак и кошек "Он меня кормит, поит, гладит, значит он - Бог" vs "Он меня кормит, поит, гладит, значит я - Богиня." :)
99 уже сказали / Скажите сами
Page 1 of 2
[1] [2]