?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Интернет перепрограммирует ваш мозг!!! - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Интернет перепрограммирует ваш мозг!!!
Утро:
1. Проснуться.
2. Выяснить, как дела у друзей по всему миру.
3. Вылезти из-под одеяла.


Ага, я привлекла внимание, да? :D Кроме шуток, интернет действительно это делает. И довольно быстро. А вот хорошо это или плохо - каждый судит для себя.

В детстве и юности я читала везде, даже на ходу по дороге из школы или из библиотеки, благо в небольших городах не так много машин, чтобы это было проблемой. Книжная камасутра – это было почти про меня. В последние же годы замечаю, что крайне редко могу сосредоточиться на длинных текстах, беседах, или даже фитнесе и неспешных прогулках, мне все время хочется отвлечься, проверить почту, сделать что-то еще. Оказывается, я не одна такая, и уже, конечно, даже есть исследования на эту тему.

Профессор психиатрии Гари Смолл сканировал мозг опытных и неопытных пользователей интернета, давая им разнообразные задачи. Во время поиска информации в Гугле у опытных пользователей была значительно более активна префронтальная кора – часть мозга, отвечающая за принятие решений и решение задач.

После эксперимента профессор Смолл отправил "чайников" домой с заданием каждый день проводить час в интернете в поисках информации. Всего через 6 дней активного пользования интернетом сканирование мозга показало изменения и у них. Результаты стали похожи на результаты опытных пользователей.

И что с того? Ведь хорошо же – Гугл дает нам более активный мозг. Однако, бОльшая активность – не всегда лучшая активность. Какой мозг дает нам интернет вообще, и Гугл в частности? В первую очередь, развиваются зоны, ответственные за быструю оценку и быстрое же принятие решений. Это тренируется, в частности, гиперссылками.

Гиперссылки внутри текста были встречены овациями при появлении. Считалось, что они улучшат понимание, студенты и школьники будут больше знать и все такое. Ведь действительно - не знаешь слово, можно в любой момент на нем кликнуть или погуглить и найти значение и прочую бэкграундную информацию. Оказалось же, что гиперссылки в тексте требуют остановки внимания – гиперссылку надо оценить, подумать, стоит ли по ней кликать сейчас, или отложить на потом, или вообще не кликать, принять решение – и только потом читать дальше. Именно это развивает способности к быстрой оценке и принятию решений. Но – в то же время отвлекает человека от основного текста, и общее понимание текста ослабевает. Исследования регулярно показывают, что те, кто читает связный текст, понимают и запоминают его лучше, чем читающие текст, испещренный ссылками.

Если же текст помимо ссылок включает картинки, рекламу, всяческие клипы и анимацию, разумеется, это делает восприятие информации еще более сложным.

Еще одна проблема – в памяти. Прочитайте цифры вслух –
1, 7, 9, 4, 8, 2, 5. Теперь не глядя, повторите. Легко? Всем со школы известно, что у нас есть кратковременная и долговременная память. Кратковременная – эта та, которую вы задействовали при запоминании цифр. Запоминание происходит быстро, но его объем ограничен. Обычно считалось, что человек способен удержать в памяти «7 плюс-минус 2» объекта. Однако, современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов.

А теперь, не глядя, вспомните, какие там были цифры? ;) Проблема кратковременной памяти в том, что любое переключение стирает запомненное. И тогда информация не успевает перейти в долговременную память и, увы, теряется. Именно это происходит с чтением текстов с гиперссылками, тем паче, с прыганьем по гиперссылкам. То есть – когнитивной работы много, результат на выходе – близок к нулю.

Более того, теряется способность к вниманию в прочих вещах. Исследователи из Стэнфорда давали много когнитивных тестов группе людей, которые привыкли к многозадачности интернета, и группе, которая в интернете не зависает. Результаты – «интернетчики» легко отвлекались, у них гораздо меньше контроля над собственной кратковременной памятью и, в целом, хуже способность концентрироваться на задачах. «Их прет от незначащих вещей» - сказал Клиффод Насс, один из исследователей. - «Все их отвлекает». Другая оценка онлайновой активности – «мы приучаем наш мозг обращать внимание на всякую фигню». И это еще не касаясь темы интернет-зависимости...

Я, в общем, не знаю, насколько отвыкание от вдумчивого чтения - плохо. В конце концов, чтение не является естественным человеческим навыком. Первые четыре года жизни, не умея читать, я не страдала от недостатка впечатлений. Мало того, до 1917 года неграмотная Россия от недостатка впечатлений тоже не страдала. И сколько веков жила без книг большая часть человечества.

Но мне всегда нравилось читать. И мне не нравится хаотичность и раздрай моего теперешнего восприятия и внимания. К счастью, наш мозг в высшей степени пластичен. Как научился, так и переучится. Главное – создать для этого условия. То есть – ограничить себе интернет. Что не очень простая задача, поскольку я в нем работаю. Но это же не повод себя не ограничивать? :)



Информация отсюда и еще из кучи гиперссылок, разумеется, например, из этой, где автора предыдущей критикуют. Но не очень убедительно. :D А еще в последнем "Эксперте" на ту же тему много.

Tags: ,

49 уже сказали / Скажите сами
Comments
zlatenika From: zlatenika Date: August 15th, 2010 04:17 pm (UTC) (Link)
Точно. Постоянно отвлекаешься на что-нибудь. :(

"Не могу идти спать, это очень важно" - это прямо про меня. :D Но для некоторых отдельных людей мне не жалко, что мало спала, потому что сочиняла ответы. Я понимаю, что мало спать потом. "Но это ж не кому попало, поэтому надо написать вот прямо сейчас." ;)

З.Ы. Ну прямо иллюстрация к посту. :))) Я сказала себе не писать комментариев до понедельника, но не выдержала и всё-таки пришла написала. :) Чёрт. :))))
web_mistress From: web_mistress Date: August 15th, 2010 04:38 pm (UTC) (Link)
:D Очень хорошо тебя понимаю. :))))
olkab From: olkab Date: August 15th, 2010 05:01 pm (UTC) (Link)
Как раз недавно об этом думала - о том, что отвыкла читать "медленные" тексты. Я и вообще-то никогда не была любителем Толстого. Хотя, впрочем, Пруста и Даррела (Л.) читаю с удовольствием. Т.ч., наверное, не всё потеряно. Но трудно выкроить время для медленного вдумчивого чтения, проще "прыгать".
web_mistress From: web_mistress Date: August 15th, 2010 05:13 pm (UTC) (Link)
Угу, "человек кликающий". А я понимаю, что иногда могу вечером без проблем просидеть три-четыре часа в интернете, причем, что я на работе 8 часов там. А три-четыре часа прочитать книгу - редко когда могу. Стив Ларсон был последний, по-моему, с последней Лисбет Саландер. Не потому, что времени нет, а потому что отвлекаюсь, хочется посмотреть, что там в интернете, и т.д.
euphrat From: euphrat Date: August 15th, 2010 05:04 pm (UTC) (Link)
Слава Богу, что ты это написала. Меня эта проблема волновала некоторое время,Ж но стала особенно волновать с приходом в наш мирй I-Pad. Потому что все сразу заговорили про новые медиа, для которых теперь открыты все двери. Месяц назад был обзор журналов для I-Pad, где автор фыркал на то. что они в массе своей - обычные PDF или веб-страницы и не используются уникальные возможность нового девайса, бла-бла-бла.
Действительно, когда профессиональный журналист или, не дай бог, пиарщик, думает о возможностях нового девайса, у него сладко жмурятся глаза. Но, блин... Что может быть лучше простого хорошего журналистского текста? Для журнала. Для книги - лучше книжного текста. Нафига нужны в тексте ролики, мульти-медиа, супер-пупер-ссылки, интерактивность, форум с блогом и т.д.? Текст - он и есть текст. Его нужно читать и понимать.

Ещё меня, честно говоря, бесит участившееся появление видео-роликов в постах. Особенно - в постах о путешествиях. И фотографии-то не очень часто бывают интеерсные (при том что я интересуюсь трэвел-фото больше среднего юзера), но ролики - вообще швах. Я их, конечно, не смотрю, но обидно :)
web_mistress From: web_mistress Date: August 15th, 2010 05:23 pm (UTC) (Link)
Согласна. Тебе надо Эксперт спец-выпуск почитать, желтенький такой, там много об этом. Но, понимаешь, я не думаю, что с этим сейчас можно что-то сделать на широком уровне. На личном только можно. А на топ-медийном уже вряд ли.

Я сейчас читаю Letting the Words Go, у меня тут коллекция "Библий" по разным интернет-областям, контент-юзабилити-оптимизация-компьютерные сети и т.д. И вот эта как раз по письму для интернета. Толстые уже точно не вернутся. :( В США 14% barely literate, и около 30% плохо понимают сложные тексты. А остальные - слишком заняты, поэтому для них тоже надо писать очень просто, кратко, емко. И темп жизни диктует пристрастие к этой краткости. Поэтому начинать надо со снижения темпа жизни, slow down, минимализма и т.д.

С другой стороны, у нас есть в традиции Чехов, Козьма Прутков, и спартанцы с их лаконичностью.

Посмотрела тут "Семейку Джонсов" - в качестве рабочего материала. :D Между прочим, мысль, которая меня гложет в маркетинге - фига ли продавать людям то, на что у них нет денег? Это и счастливыми их не делает, потому что счастье не в вещах, и неэтично...
tinriuin From: tinriuin Date: August 15th, 2010 05:50 pm (UTC) (Link)
Насколько я знаю, та же проблема встречается у многих современных детей - "клиповость" восприятия и неспособность концентрироваться на чем-то в течение длительного времени. Замечаю за собой, ага :(
web_mistress From: web_mistress Date: August 15th, 2010 05:51 pm (UTC) (Link)
Ну да. А в США, как я читала, сейчас вообще разговоры о том, что систему обучения срочно менять надо, подростки не способны воспринимать обычные лекции-семинары.
From: truerps Date: August 16th, 2010 06:04 am (UTC) (Link)
А я не разучился читать длинные тексты. Даже не знаю почему. Но проблема "переключений" действительно существует. Мне на работе обычно надо довольно глубоко вникать в 2-3 параллельных проекта, каждый из которых требует "подумать". А так как это часто связано с расчётами, идущими значимое время, возникает соблазн сделать что-то по другому проекту(или Интернет почитать, да). И это кошмарно.
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: August 16th, 2010 06:14 am (UTC) (Link)
Видимо, как раз потому, что тебе надо глубоко вникать в проекты. У меня-то и на работе аналитика быстро меняющаяся, проекты быстро заканчивающиеся и их постоянно много - страны, типы и т.д. :))
sobachka_sonya From: sobachka_sonya Date: August 27th, 2010 05:28 pm (UTC) (Link)
вот да, трудно стало читать большие тексты. я даже этот пост не сразу смогла начать читать, т.к. увидела, что он большой. хотя на самом деле не такой уж он и большой
reder63 From: reder63 Date: September 4th, 2010 03:48 am (UTC) (Link)
В ЖЖ длиные тексты читать не люблю. А книги, статьи даже в онлайн изданиях читаю с удовольствием.
reder63 From: reder63 Date: September 4th, 2010 03:46 am (UTC) (Link)
Ну даже почитав комменты я спокойно вспомню 1,7,9,4,8,2,5
web_mistress From: web_mistress Date: September 4th, 2010 06:23 pm (UTC) (Link)
Исключения подтверждают правило. ;)
From: valene_greewin Date: September 12th, 2010 01:36 am (UTC) (Link)
From: ovrutskiy Date: September 12th, 2010 11:38 am (UTC) (Link)
Ад, с прошедшим Днем Рожденья!
49 уже сказали / Скажите сами