?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Причуды русского зодчества: отсутствие симметрии окон и внутренних лестниц - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Причуды русского зодчества: отсутствие симметрии окон и внутренних лестниц
Русское зодчество c его палатами и теремами поразило меня изначально тем, что веками обходилось без двух вещей, в западной архитектуре немыслимых – без симметрии окон и без внутренних лестниц. Русские их просто не придумали. «Фрязины» (итальянцы), перенявшие греческие традиции золотого сечения и прочая, и прочая, завезли в Москву эти «новинки», когда приехали строить московский Кремль, то есть в конце 14 века. Естественно, что переняли их не сразу, и дома простого люда или консервативных бояр строились по старинке еще пару столетий. Строили так - кладет каменщик кирпичи, кладет, думает, о, не сделать ли мне окошко. И делает. Безо всякого предварительного расчета.

Ничего, говорящего о русской недалекости, кстати, в этом нет. Камрад Сильвер (у которого классическое музыкальное образование) рассказывал мне как-то, что западный гармонический ряд отличается и от индийского, и от арабского, отчего последние считали ущербными. Пока не разобрались, что у них просто другая система построения звуков, значительно более сложная и плохо воспринимаемая западным ухом.

У русских тоже была своя «гармоническая система» в зодчестве, отличная от западной классики. Касательно окон она выражалась в том, что чем больше и разнообразнее (сейчас бы сказали, креативнее) они украшены, тем лучше. Мой любимый Собор Покрова, что на Рву, он же собор Василия Блаженного – яркий тому пример. (ОК, Ле Корбюзье назвал его «бредом пьяного кондитера», но я лично всегда предпочту Василия Блаженного чему-то вот такому.)

Проблема отсутствия внутренних лестниц решалось за счет красивого внешнего выхода со второго этажа (никак иначе с одного этажа на другой попасть было нельзя). Я эти внешние лестницы с резными крышами помню по русским народным сказкам, они и вправду частенько сказочные. Как у того же Василия Блаженного (16 век).



Центральный вход, рядом с Мининым и Пожарским.



А это – Храм Троицы Живоначальной в Никитниках, что сразу за зданием Администрации Президента на Старой Площади. Одна из самых красивых построек допетровского времени, узорчатый стиль, заменивший в России европейское барокко.



К сожалению, у меня не получилось снять ее хорошо (и я не могу найти в новом Фотошопе, как выправить перспективу), но общее представление эта фотография дает.



Иногда на внешние лестницы выводили крытые сени, как в Храме Трёх Святителей на Кулишках. В этом случае вход на первый этаж располагается сбоку, а не под внешней лестницей, как часто делали. Известна эта церковь с 1406 г. как церковь Флора и Лавра, лошадиных покровителей, так как рядом находились великокняжеские конюшни. После пожара 1547 г. конюшни перевели в Чертолье (район близ станции метро "Кропоткинская"), а церковь стала называться "что у старых конюшен". Позже ее освятили во имя трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Богослова.



Бывали, конечно, лестницы и попроще. Вот эта, например, рядом с палатами бояр Романовых на Варварке.



Это же здание – яркий образец полного отсутствия оконной симметрии:



Кстати, с Варварки можно зайти в магазинчик в этом здании. Он православный, но там есть отличные и относительно недорогие сувениры, а рядом же – православная трапезная, где пекут пирожки. Заодно обратите внимание на круглые своды и высоту дверей. Даже при моем невысоком росте - маловаты. :)

А вот еще один пример - Английское подворье на Варварке, одно из самых старых зданий в Москве.



Как ни удивительно, зданий с отсутствием оконной симметрии в Москве сохранилось не так мало. Вот, например, палаты иконописца Симона Ушакова 16 века - в Ипатьевском переулке, рядом с Варваркой. Они, конечно, перестроены, верхние окна расширены, вырезана дверь. Но вот это беленькое окошко между четырьмя ровненькими с «кокошниками» – вполне себе старое. И если приглядеться к двум нижним – тоже видно, что они не слишком-то по центру расположены.



К сожалению, целиком дом снять невозможно, но за воротами виден верх заложенной арки – там была та самая внешняя лестница. Палаты Ушакова, кстати, прекрасный пример того, что чем более разные украшения окон – тем красивее. Вот как раз за воротами окна очень разные.



Лет тридцать назад в Ипатьевском переулке при прокладке траншеи нашли крупный клад в сосуде из красной меди из 3398 испанских монет XVI—XVII веков из серебра индейских племён весом свыше 74 килограммов.

Еще интересная особенность – если идти по переулку от палат Ушакова к Варварке, по обеим сторонам будут старые купеческие склады, оптовые, как бы сейчас сказали. Туда привозили товар, и там раскупали товар. А поскольку местность холмистая, то рядом с воротами сохранились каменные столбики, к которым привязывали телеги. Они, конечно, сейчас ниже, чем были, Москва значительно поднялась.

А это – палаты в Колпачном переулке. Если зайти к ним со стороны Лютеранской церкви Петра и Павла, то видна кирпичная кладка – со всей оконной асимметрией, кокошниками и бывшим входом на второй этаж.



А и, кстати, итальянцы-итальянцами, а оконная симметрия русскими воспринялась не сразу. Троицкая башня Кремля (та, через которую входят экскурсанты, рядом с Манежем) строилась по проекту Алоиза Фрязина Миланца. Однако если взглянуть на нее сбоку - ууу, сколько там разнообразных разномастных окошек. :) Правда, я не сфотографировала, уже темно было.

Ближе всего к метро, буквально в двух шагах, палаты Аптекарского приказа в Староваганьковском переулке за Библиотекой им. Ленина. Можно не только сводчатыми потолками полюбоваться, но и пообедать или поужинать, какой-то там японский ресторан, в которых я совсем не разбираюсь.

А вот теремов в Москве не осталось, правда, восстанавливают в Коломенском дворец Алексея Михайловича, отца Петра I - и я очень, очень рекомендую съездить, сказочное здание. Что любопытно, в описании сказано - Алексей Михайлович сам следил за строительством и в теремах применяли оконную симметрию. :)

Tags:

35 уже сказали / Скажите сами
Comments
lisalara From: lisalara Date: May 25th, 2010 06:51 am (UTC) (Link)
А мне нравится несимметричность:) Глазу человеческому она более полезна, даже психике, говорят. А вот про внешние лестницы осмелюсь предположить, что они тоже не просто так внешние. Так же как и низкие входы, мне думается, они связаны с "отопительным сезоном". Зачем греть воздух над лестницами? Плюс еще назначение у верхних этажей было особенное, для внутреннего пользования. Потому и вход отдельный. И если б наша архитектура развивалась по этому пути, то хрущевок у нас бы не было:))))
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 06:56 am (UTC) (Link)
Мне тоже нравится несимметричность. :) Мой самый любимый в мире шкаф находится в Музее Востока, он круглый и там асимметричные полки. В смысле, горизонтальные, но на разной высоте с разных сторон от центра. Я могла прийти в зал (кажется, китайский, но, может, и японский, сейчас уже не помню) и простоять у этого шкафа минут пятнадцать, в абсолютном востроге. :))
lisalara From: lisalara Date: May 25th, 2010 06:57 am (UTC) (Link)
Ой, не помню там этого шкафа:( Надо, наверное, снова наведаться. За 15 лет все забылось:)
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 06:59 am (UTC) (Link)
Ага, я сейчас тоже подумала, что давно не была, надо наведаться. :))
emily_entropy From: emily_entropy Date: May 25th, 2010 09:36 am (UTC) (Link)
Ооо, покажешь в следующий раз? :D
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: May 25th, 2010 09:44 am (UTC) (Link)
Конечно. :) Я, кстати, после Варварки брела мимо ГУМа к Театральной - своей ветке метро, и неожиданно нашла там археологический музей центра Москвы - между Гумом и старыми торговыми рядами. Зашла туда, там, в принципе, любопытно, он совсем новенький, но специально бы я не поехала. Зато наткнулась там на служащих музея и на вопрос, могут ли мне они чем-то помочь, спросила, почему в Москве так много церквей и на какие деньги они содержались, ведь приходов наверняка не хватало. Этот вопрос был абсолютно не к месту, но мало ли сумасшедших в городе, и служительница мне спокойно ответила, что они и не на пожертвования жили, а на долю от церковной десятины, которую должны были в обязательном порядке платить все христиане. Короче, бюджет пилили, только что церковный. Ничего нового в мире. :))

Хм... Посмотрела на свой комментарий. Это к вопросу о стране Толстого. :D
emily_entropy From: emily_entropy Date: May 25th, 2010 10:05 am (UTC) (Link)
Ааа, тайна раскрыта. *подумав* Интересно, в какой пропорции эту десятину делили.
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 10:16 am (UTC) (Link)
Да, я думаю, как везде - в зависимости от личных отношений с распределяющим. :)
emily_entropy From: emily_entropy Date: May 25th, 2010 10:26 am (UTC) (Link)
Вот тебе и темпора мутантур...
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 10:29 am (UTC) (Link)
Ну ладно, можно римлянам иногда и ошибиться. :))
juliascha From: juliascha Date: May 25th, 2010 07:36 am (UTC) (Link)
Заинтриговала. Надо действительно в Музей Востока сходить :)
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 08:28 am (UTC) (Link)
Мой любимый музей в Москве. :))

Edited at 2010-05-25 08:29 am (UTC)
shi_zsa From: shi_zsa Date: May 25th, 2010 08:20 am (UTC) (Link)
Скорее японский, наверное. Для них асимметрия ближе. По этой причине такого понятия как "сервиз", в принципе не существует. (Уж не помню, кто рассказывал.)

я лично всегда предпочту Василия Блаженного чему-то вот такому.
Ну как тут не вспомнить у Бродского: "а ля этот идиот Корбюзье..." :)))

PS: Замечательная зарисовка, спасибо! Даже вновь наведаться захотелось...

web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 08:22 am (UTC) (Link)

Спасибо! :)

Да, мне тоже помнится, что скорее японский, но не уверена. :)

О, прекрасно про Корбюзье, ага! :)
emily_entropy From: emily_entropy Date: May 25th, 2010 09:37 am (UTC) (Link)
О, я в душе японка! У меня в доме нет двух одинаковых чашек. :D
shi_zsa From: shi_zsa Date: May 25th, 2010 09:42 am (UTC) (Link)
Да я и не сомневался никогда. ;)
emily_entropy From: emily_entropy Date: May 25th, 2010 10:05 am (UTC) (Link)
Главное, чтобы китайцы не догадались. ;)
From: (Anonymous) Date: May 31st, 2010 03:35 pm (UTC) (Link)

from Mike

Как раз отделить помещения "для внутреннего пользования" - проще и лучше за счет внутренних лестниц, к которым кому попало нужно еще дойти.
Вот для эвакуации при пожаре - лучше, если лестница внешняя...
emily_entropy From: emily_entropy Date: May 25th, 2010 09:39 am (UTC) (Link)
Бред пьяного кондитера это весело. :-)))
Я вообще считаю, что визуалов-кинестетиков и прочих сенсориков в религии надо подкармливать. :D
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: May 25th, 2010 09:45 am (UTC) (Link)
Факт! :)
iris_k From: iris_k Date: May 25th, 2010 09:42 am (UTC) (Link)
Вот мне почему-то помнится, что внешняя лестница имела какое-то очень логичное обоснование, но я уже не помню, какое...
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: May 25th, 2010 09:45 am (UTC) (Link)
Если вспомнишь, скажи мне обязательно! :))
olkab From: olkab Date: May 25th, 2010 09:43 am (UTC) (Link)
Хорошо. Спасибо.
arcobaleno_ru From: arcobaleno_ru Date: May 25th, 2010 09:45 am (UTC) (Link)
На здоровье! :))
fabianfucci From: fabianfucci Date: May 25th, 2010 11:09 am (UTC) (Link)
Just needs a mamuschka coming out with some Tchaikovsky background music. :-D
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 11:24 am (UTC) (Link)
Here I wrote about two distinctive features of Russian Architecture before 1500 - absence of symmetry of windows (or even an idea of any order in windows) and absence of internal stairways. The latter is quite surprising if we think of Russian winter that was not at all warmer back then, but Russians were forced to come out of their houses by these beautiful external staircases to go from the second floor to the first and back. :)

And some buildings of the time are still can be found in Moscow and you may imagine how it looked back then. I took pictures of some with several types of stairs and, well, windows disorder :)

Oh, and "beautiful" back then meant "bright and heavily decorated" so those haphazard windows were each one of a kind. Even a Russian word "beautiful" is derived from a word "Red" and couple of centures ago "red" (Krasny) meant both "red" and "beautiful" kind of the same way as in English "blue" means both color and "depressed". :) So the Red Square meant, in fact, "Beautiful Square" and Kremlin walls are white originally. I think they were dyed red much later to match the name. :)
fabianfucci From: fabianfucci Date: May 25th, 2010 12:31 pm (UTC) (Link)
My, I didn't know! So, I have definitely to change my Western way of thinking about the Russian red!

Here, the Presidential building is called "Casa Rosada" (pink house, http://yo-lobo.eu/argentina/img/casa_rosada_2005-01-06.jpg). The color comes from the blood of cows, a cheap way to produce painting during colonial times. Time has passed but the color remains. :-D
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 12:39 pm (UTC) (Link)
Wow, it is beautiful AND red! :) BTW, our legal advisor now is Argentinian, Maria-Teresa Dutli. A good-looking woman.
fabianfucci From: fabianfucci Date: May 25th, 2010 12:49 pm (UTC) (Link)
I don't know why the remark. :-P
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2010 12:54 pm (UTC) (Link)
For no reason, just because I don't know many Argentinians! In fact, three in person - Gabriela, who brought you chocolate, her colleague Pablo and this Maria-Teresa. :))
From: (Anonymous) Date: May 31st, 2010 03:49 pm (UTC) (Link)

from Mike

No, brickwork was just cheaper than stonework. :)
web_mistress From: web_mistress Date: May 31st, 2010 05:06 pm (UTC) (Link)

Re: from Mike

Не поняла твою мысль.
From: waynerad Date: May 25th, 2010 08:28 pm (UTC) (Link)
Tchaikovsky background music http://www.youtube.com/watch?v=MK7RpCN54ng
From: (Anonymous) Date: May 31st, 2010 03:40 pm (UTC) (Link)

from Mike

Ну, с храмом Покрова на Рву нужно учитывать, что его строитель все же больше привык проектировать рвы... ;) Хотя храм у него тоже неплохо получился, в отличие от ряда других деятелей, работавших в похожем стиле. Кстати, помниЦЦо, это все же 16 век - после взятия Казани, хотя точную дату не помню.
А Корбюзье, по-моему, тоже неплох - и тоже не всегда гнался за симметрией. :)
web_mistress From: web_mistress Date: May 31st, 2010 05:09 pm (UTC) (Link)

Re: from Mike

Да, ты прав, 1555 и т.д. Поправила.
35 уже сказали / Скажите сами