?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Религии как священные коровы - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Религии как священные коровы
Я видела кришнаитов, продающих Бхагават-гиту, протестантов с Библиями, ко мне подходили яснолицые женщины, стремящиеся спасти мою жизнь через любовь Иисуса, но ни разу, ни разу никто не предложил мне на улице Стивена Хокинга или Ричарда Докинза. Чтобы уравновесить «великих религиозных мыслителей», смотрела в YouTube ролики и Докинза, и Сэма Харриса, и прекрасную по глубине и ясности изложения серию, показывающую аморальность библейских историй.

И вот я в некоторой растерянности. С одной стороны, я согласна, что запрет на критику религиозных убеждений в приличном обществе может иметь негативные последствия, ибо не все йогурты религиозные трактовки одинаково полезны. С другой стороны, мне самой некомфортно критиковать религию – так же, как говорить некрасивому человеку, что он некрасив, скажем, или подруге, что у ее детей дурной характер. Опять же, критика чужой религии приводила к огромному числу конфликтов.

И да, я отношусь к тем людям, которые не могут осознать, что исламские террористы искренне верят в рай и 72 девственницы. Не, ну правда. 72 девственницы, девственность которых восстанавливается к утру. Угу. Я склонна списывать участие в терактах на низкий уровень образования, тяжелое экономическое положение и психологические абберации. Но рассказанная Сэмом Харрисом история, что в неудавшемся теракте в Великобритании участвовали врачи, один из которых – женатый молодой нейрохирург, ставит это под сомнение. Нейрохирург. В Великобритании. Не вяжется с низким уровнем образования и тяжелым экономическим положением, прямо скажем.

Ролики на английском:

Рабство, убийство, геноцид в Ветхом Завете, лжет ли Бог, черты Божественного характера, отношение к женщинам в Библии и - многое другое. Очень понятное произношение, кстати. Правда, обилие библейских терминов.

Докинз о религии

Харрис – о существовании добра и зла без религии и как много проблем связаны с религиозными убеждениями людей

Tags:

73 уже сказали / Скажите сами
Comments
From: (Anonymous) Date: August 5th, 2009 07:13 am (UTC) (Link)
Мне кажется, что проблема с исламскими террористами не в том, что они религиозны. А в том, что они искренне ненавидят американский (ну а Европе достается потому что она Штаты поддерживает в целом и во многом копирует) образ жизни: массовую культуру, общество потребления, культ денег и публичного успеха.
Миф про бедность террористов давно вроде бы уже развеян, Саудовская Аравия одна из богатейших стран в мире. Самая грязная работа действительно выполняется, в основном, наемниками из беднейших слоев, но от них никогда не избавятся, не в них проблема.
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2009 07:24 am (UTC) (Link)
> Самая грязная работа действительно выполняется, в основном, наемниками из беднейших слоев

Ну вот, получается, что даже это уже не так - из того же британского "дела врачей".
From: mrozenfe Date: August 5th, 2009 08:25 am (UTC) (Link)
Террористы - народ разнообразный, поэтому и мотивация у них разная. Подростку могут и про деватвениц расказать, студенту (очень большая и активная группа) - про национальное самознание, а неудачнику-отцу семейства могут просто денег дать.
Во время моего предыдущего милуима был замечательный случай. Пришла информация, что в одном городе лежит готовый пояс самоубийцы и еще причиндалы, которые должен забрать и использовать специально подготовленный человек из другого города. Понятно, что благодаря этой информации человек никак не мог добраться до оружия. Так им через две недели надоело ждать и они спихнули это все какому бедняге, пообещав позаботиться о его семье. Он даже не попытался взорваться - вышел из машины и дал неприцельную очередь по блокпосту. Всю взрывчатку нашли в машине нетронутой.
megazver From: megazver Date: August 5th, 2009 07:24 am (UTC) (Link)
Дяденьки полезные.
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2009 07:29 am (UTC) (Link)
А то.
enola_hey From: enola_hey Date: August 5th, 2009 07:40 am (UTC) (Link)
И девственность им восстанавливать не надо!
enola_hey From: enola_hey Date: August 5th, 2009 07:27 am (UTC) (Link)
Ну, видимо (исходя из "дела врачей") они искрене верят во что-то другое :)
Вера как объединяющий и понуждающий фактор вообще идеальный инструмент :)
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2009 07:29 am (UTC) (Link)
О да. Это и пугает, когда задумаешься, что этот инструмент критиковать не принято, и что им можно наделать.

...хм. Ты тоже подумала то, что я подумала? :blush:
enola_hey From: enola_hey Date: August 5th, 2009 07:38 am (UTC) (Link)
Я не буду отвечать на этот вопрос - мои слова могут быть использованы против меня! :)))))
euphrat From: euphrat Date: August 5th, 2009 07:57 am (UTC) (Link)
Мне уже страшно жалко, что ролики тут для меня недоступны и ещё кучу времени будут недоступны :( Но я вполне верю, что часть террористов верит в этих 72 молодых девственницы. А другие верят в нацию, культуру, пассионарность, идеалы, ну во всякое хорошее и верное. :)
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2009 08:00 am (UTC) (Link)
Я вот, кстати, пока писала, дважды исправляла - не знаю даже "верит в 72 девственницы" или "верит в 72 девственниц" - и то, и то звучит немного коряво.

А в нацию-пассионарность, в принципе, да, могут. Мы это тоже проходили в 19 веке. Да и позже, всякие Красные бригады и Нечаев вернулся.
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2009 08:04 am (UTC) (Link)
А на ролики ты себе сделай закладочку, правда. :) Их действительно стоит посмотреть, может, не столько Докинза, но Харриса и серию - точно. Очень много мыслей возникает.
floppyriter From: floppyriter Date: August 5th, 2009 08:31 am (UTC) (Link)
Посмотрел. Ну, как обычно -- взгляд с современных позиций на тексты иного времени и культуры. Причём, как водится, по умолчанию принято, что наши моральные ценности и наша логика непогрешимы. Чем это доказано?
В качестве контраргумента рекомендую на досуге посмотреть две замечательные лекции Уэйда Дэйвиса, о традиционных (как говорят -- "примитивных") культурах. Этих людей, наверняка, тоже удивляет (и оскорбляет) наш способ жизни и мышления.
Ну, а 72 девственницы ничем не абсурднее, чем христианские черти с рогами. Такое же упрощение для народа, объяснение на пальцах, тксть. Если уж настоящая христианская космогония ничуть не проще буддистской -- то с чего бы арабам быть глупее?
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2009 08:35 am (UTC) (Link)
Спасибо, посмотрю.

Так то, что люди верят в чертей с рогами над котлами со сковородками, я тоже не осознаю. :))

Наши моральные ценности не то чтоб непогрешимы, но они выше моральных ценностей библейских - в отношении рабства, убийств, прав женщин и т.д. Хотя бы на уровне декларирования.
floppyriter From: floppyriter Date: August 5th, 2009 09:02 am (UTC) (Link)
Гм...как бы это объяснить...Возможно проблема не в ценностях, а в самоосознавании. Для нас оскорбительно сознавать себя грешниками и рабами, пусть даже Божьими -- а ведь это основные понятия самосознания христианина. И они не парятся по поводу своего добровольного рабства.
Вас никогда не удивляло, что во все времена к христианству добровольно и без политического умысла приходили не только безмозглые обыватели, но и вполне продвинутые интеллектуалы?
busconductor From: busconductor Date: August 5th, 2009 09:37 am (UTC) (Link)
К религии у меня одна основная претензия - незачем ей лезть в светскую жизнь. А она лезет, и повсюду, и, строго говоря, в самых светских государствах глубже копни - везде затаился поп, а то и весь приход.

У меня за эти месяцы с октября, когда я выехала из России и начала колесить по несамым благополучным европейским странам, сформировалась чёткое убеждение, что проблема России - в православии. Все, буквально все православные страны живут хреново. Чуть лучше - католики. И лучше всех - протестанты. Я в данном случае только христианские ветви анализирую, понятно.

Начинаешь задумываться и понимаешь, что влияние православия - не только в кириллице и вокабуляре проявляется, но и в менталитете всей нации. И получается, что пока протестанты верят в то, что деньги - это божья благодать (и живут соответствующе - честно работают, уважают чужое, катаются на великах после выхода на пенсию), православные верят больше в собственную апупивертительную духовность, в необходимость каяться за всё человеческое в себе и в "авось".

Но, в общем, чему удивляться - религию-то для России выбрал Владимир Красно Солнышко, убийца и мудак, изнасиловавший Рогнеду в присутствии её родителей, а потом почикавший этих самых родителей. Оно понятно, что в те времена все дела так обставлялись, все эти мировые древние аристократические и ныне-уважаемые роды на кровушке замешаны, но йолки, с конфессий он очень лоханулся :))
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2009 09:50 am (UTC) (Link)
Склонна с тобой насчет стран согласиться. Не знаю, прямая ли там связь и что на что влияет (может, изначальный менталитет на выбор веры), но судя по благосостоянию стран оно так и есть. Даже посмотреть на Грецию.

Вот только насчет одной претензии - ты меня удивляешь. :) Ты посмотри ролики, хотя бы про убийства, женщин и does God change his mind - очень educative.
busconductor From: busconductor Date: August 5th, 2009 10:33 am (UTC) (Link)
ну а эта претензия, по сути, всеобъемлюща - те, кому охота играть в рабов божьих и рабынь человеческих - пусть играют. Если бы у "ведьм" была возможность выбора, они бы сказали Торквемаде "камон, чувак, мы в твоего бога не верим, а значит, ваши правила на нас не распространяются, играйтесь сами" - возможно, ему пришлось бы свернуть свои барбекю из человечины :)
32f From: 32f Date: August 6th, 2009 08:38 pm (UTC) (Link)
Известный факт, между прочим.
Помнится, наш преподаватель истории настаивал на том, что Испания потеряла свою корону царицы полей морей именно из-за своего католицизма и классового догмата. Который говорил, если уж родился аристократом, то не марай руки бизнесом-шмизнесом. Работать это кагбэ "крутиться" - стыдно. Надо восседать с гордым лицом, пока деньги не кончатся. Потом с достоинством умереть. Пусть даже в бедности, зато с достоинством. Проели южно-американское золото, экономику не наладили, флот подустарел технически, гонку плав-сооружений поддержать не смогли, войну Англии проиграли.
А протестантам работать было не стыдно, аристократия не гнушалась кап.вложениями и маранием рук, приподнявшиеся буржуа метили подпрыгнуть куда-нибудь повыше на социальной лестнице, им разрешали, они рвались изо всех сил - происходила диффузия богатства снизу вверх и сверху вниз, не было стагнации, как в обществе с католическим менталитетом. А уж как добрались до Америки, так там Такое началось с этой английской предпринимательской закваской... впрочем, все в курсе.

Владимир Красное Солнышко выбирал, по-моему, то, что больше блестит, чтоб бохато было. Ну и выбрал. Мне кажется, что православие нейтрально повлияло на историю развития страны, ну то есть, выбрали б католицизм - было бы также. 70 период пост-революционный во всем виноват.

web_mistress From: web_mistress Date: August 6th, 2009 08:49 pm (UTC) (Link)
Круто, про испанцев не знала!

Что ж касается пост-революционного периода, никак не могу согласиться. Я читала Ричарда Пайпса, мне Алик Мильштейн в свое время передал, там очень интересно разбирается, что из чего выходит. Революция и все, что было после - следствие предыдущих лет развития. Не может оно из ничего взяться. :)
busconductor From: busconductor Date: August 7th, 2009 10:10 am (UTC) (Link)
Мне не кажется, что православие нейтрально повлияло. Мне кажется, что как раз оно-то частично и виновато в том, что потом приключились те самые 70 лет.

Но насчёт того, что 70 лет "ничего своего и ничего чужого" усугубили - согласна :)

Ну и плюс расстояния. В Европе плюнь в сторону - попадёшь в соседа. Воленс-неволенс отучаешься плевать. А у нас - плюй-хоть-заплюйся.

А насчёт известных фактов - ну, может, и известный, а я до него своим умом дошла :Ь
(Deleted comment)
web_mistress From: web_mistress Date: August 5th, 2009 05:22 pm (UTC) (Link)
Я думаю, что гуманистическое обучение может быть сдерживающим агрессию и асоциальное поведение фактором. Не обязательно в рамках религии. Но в рамках религии проще. :)
amigooo From: amigooo Date: August 5th, 2009 11:45 pm (UTC) (Link)
Не понятно вот это: "мне самой некомфортно критиковать религию – так же, как говорить некрасивому человеку, что он некрасив". Что здесь общего? И что критиковать комфортно, чем оно отличается от критики религии?
web_mistress From: web_mistress Date: August 6th, 2009 05:28 am (UTC) (Link)
Некрасивый человек не может изменить то, что он некрасив. Так и христиане не в состоянии изменить того, что Давид послал на смерть Урия, чтобы переспать с его женой, как и гневливого и непоследовательного характера библейского Бога.

Критиковать комфортно то, что меняется. Отношение к геям, скажем. Или к женщинам. Или к отдельным странам. Или поведение в определенных ситуациях.
73 уже сказали / Скажите сами