?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О современном искусстве - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
О современном искусстве
Зачиталась беседами с искусствоведом и критиком Екатериной Деготь. Понадергала цитат, неоднозначные, но нравятся, отсюда и отсюда

"Вот была работа – инсталляция одного иностранного художника, которая состояла в следующем: такая машина, которая перерабатывает фотографии, из нее выползают фотографии, частные, их довольно много, вы видите эту фотографию, а потом машина ее разрезает на куски. Но там есть такое место, куда, если вы хотите какую-то фотографию спасти, вы можете приложить руку, и тогда фотография не будет разрезана. Это довольно интересно и ставит перед вами какие-то этические проблемы. Вы начинаете понимать, что, во-первых, вы не можете спасти всех, во-вторых, вы начинаете думать, почему вы решили спасти фотографию этой девушки – потому что она красивая, а за ней идет фотография некрасивой девушки, и вы ее не спасаете. Это ставит вас лицом к лицу с какими-то довольно неприятными вопросами, как вообще этика поступает."

"Мы все еще мыслим в категориях какого-то традиционного общества, которому противостоит художник. Общество буржуазное, традиционное, реакционное, «нормальное», устойчивое. Художник – индивидуалист, который воплощает инновации, негативность, нигилизм, смелость. Это модель, из которой родился авангард. Но дело в том, что мейнстрим очень изменился, и сейчас мейнстримом являются, по крайней мере, символы инноваций, негативизма, нигилизма и так далее. Если мы посмотрим на рекламу, то ни одна реклама уже не оперирует ценностями консерватизма. Вся она оперирует словами «будь другим», «будь собой», «будь не таким, как все». Любой дурацкий напиток вам продают под лозунгом, как будто бы вы – страшная индивидуальность, герой, противостоящий обществу. …Как в такой ситуации быть художнику? Что, он еще более индивидуален, чем потребитель «Спрайта»? Это сложный путь, у него уже не хватает индивидуальности на это. Или он должен принять на себя некую неоконсервативную роль? Здесь искусство в определенной растерянности. Очень многое изменилось, перевернулось вверх дном."

"Для постсоветского человека очень характерно ощущение невозможности изменений. Для простого человека это означает, что ничего и делать не нужно, а для интеллектуала это означает, что нужно размышлять, почему ничего нельзя изменить. Русский вопрос «Что делать?» возникает именно потому, что ничего сделать нельзя. Если бы ответ был другой, то и вопроса бы не было. Нужно было бы идти и заниматься делом. И вообще, ответ на вопрос «Что делать?» в русской традиции обычно один и тот же: нужно идти выпускать новый журнал. Много раз наблюдая дебаты в России, я видела, как люди, поговорив о том, что делать, приходили не к тому, что нужно идти что-то реально менять, а к тому, что нужно пойти написать о том, почему ничего нельзя сделать."

"Только рецепция советского периода дает возможность интегрировать Россию в интернациональный контекст. Представление о России как о древней империи с медведями никак не интегрирует ее в международный контекст. Работа со временем и местом, где существовала экономическая и политическая альтернатива капитализму и были выработаны интеллектуальные, художественные, да и просто обывательские методы существования в этих условиях, невероятно актуальна сейчас – вот что может дать Россия"

"…современный человек придает оценочный смысл понятию «искусство» и «художник». Как писал классический теоретик так называемой институциональной теории по фамилии Дикий, если мы с вами говорим слово «стол» - это же не означает, что это обязательно хороший стол. Может, это плохой стол, может, он сломан, может, он не модный, может, он весь проеден. Когда мы говорим «стол», мы просто характеризуем, что это есть некий предмет из категории столов. Когда мы говорим слово «искусство», мы имеем в виду ровно то же самое. Когда мы говорим «произведение искусства» - это вовсе не означает, что это хорошее произведение искусства, что оно глубокое, что оно лучше, чем, например, эта лампа на столе. Нет. Это просто означает, что данный предмет в данном контексте функционирует как произведение искусства."

"Смысл, я боюсь, это качество художника, а не произведения. Если в художнике есть смысл, то иногда ему удается этот смысл в свои произведения перенести."

Tags:

11 уже сказали / Скажите сами
Comments
tatiana_tasha From: tatiana_tasha Date: April 20th, 2009 07:42 am (UTC) (Link)
Про спрайт понравилось. Я и не задумывалась в связке реклама-художники. А про "будь другим" для потребителей масспродукта всегда было забавно.
web_mistress From: web_mistress Date: April 20th, 2009 07:43 am (UTC) (Link)
Ага, мне тоже понравилось. :) И тоже смешит про "будь другим". :)
busconductor From: busconductor Date: April 20th, 2009 08:12 am (UTC) (Link)
А меня не смешит. Куда ни плюнь - везде индивидуальности и творческие личности, пропитанные спрайтом и предназначенные для свершений, а заводы галошные простаивают!
web_mistress From: web_mistress Date: April 20th, 2009 08:22 am (UTC) (Link)
Это да, есть такое. Галош уж точно днем с огнем в Москве не найти. Резиновые сапоги и те импортные по 16 000. :( А ничего особенного в них нет - обычные резиновые, цвета яркие. У меня в детстве почти такие же были.
olkab From: olkab Date: April 20th, 2009 10:14 am (UTC) (Link)
Переходи на валенки и самообеспечение :)
web_mistress From: web_mistress Date: April 20th, 2009 10:16 am (UTC) (Link)
Валенки без галош промокают. :( Хотя я на одном сайте (не буду говорить, каком именно) нашла латекс, который девушки-валяльщицы используют не по назначению - подошвы для валяных вещей и низ ковриков обрабатывать. Вот если валенок свалять и им залить, то можно и по лужам. :)
olkab From: olkab Date: April 20th, 2009 10:26 am (UTC) (Link)
А это кстати мысль. Модерновые такие валенки с картинками и подошвой из латекса :)
From: mrozenfe Date: April 20th, 2009 08:15 am (UTC) (Link)
Понравилось ужасно. Приятно, когда у человека есть свои мысли. Кроме Спрайта и "будь другим" очень проникся насчет вечно отрицательного ответа на вопрос "Что делать?" Как раз думал об этом по дороге на работу.
web_mistress From: web_mistress Date: April 20th, 2009 08:25 am (UTC) (Link)
Ага, и мне из-за того же. Причем она работает и вращается в том мире, который для меня новый и неизвестный и мнения по его поводу у меня пока нет никакого. :) А "Что делать?" - это да, экзистенциальный вопрос. Но мне кажется, он так стоит еще и потому, что если бы его не было, нельзя бы было издавать журналы, бездельничать, пить водку и чувствовать себя почти героем, вот только в плохо сложившихся обстоятельствах. А если бы обстоятельства были другими, тогда - ого-го! :))
From: mrozenfe Date: April 20th, 2009 08:37 am (UTC) (Link)
Это точно. Рационализация - лучший ингибитор диссонанса. Но в свете того, что я написал в письме, есть и еще один момент: задай сложниый вопрос специалисту - получишь авторитетное мнение, почему этого не может быть. Задай тот же вопрос профессионалу - скажет: "Об этом я еще не думал". И, подумав, предложит как это делать.
web_mistress From: web_mistress Date: April 20th, 2009 08:49 am (UTC) (Link)
:D Ловите ответ. :)
11 уже сказали / Скажите сами