?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Интеллектуалы, мусорщики и российские ЖЖ-юзеры - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Интеллектуалы, мусорщики и российские ЖЖ-юзеры
Наткнулась на сетования по поводу понижения чувствительности к информации - из-за обилия информационного потока, обрушивающегося на бедные обывательские головы. Мало что трогает, мало что выводит из состояния озабоченности собственными мелкими проблемами (или крупными, у кого как). "Даже обжигающие сполохи реальности — террор, природные катаклизмы, обнищание целых стран и необходимость повседневной борьбы за существование — воспринимаются более благополучными слоями человечества как очистительная терапия." Это факт. В гуманитарных организациях с этим особая сложность, потому что привлечь внимание к гуманитарным проблемам становится искусством невозможного, как и собрать средства, особенно в условиях кризиса.

Но. Горестно воздевать руки к небу и сокрушаться о судьбах человечества кажется мне слишком надуманным, а то и вообще игрой. Еще в школе, когда я была пламенным борцом за светлые идеалы, грамотность в массы, народ в счастливое будущее, папа цинично объяснил мне, что если все станут докторами наук, некому будет мусор вывозить. Мало того, государству невыгодно тратить деньги на подготовку всех как докторов наук, когда обществу нужны дворники, технички и прочий обслуживающий персонал. Правильный подход - "все работы хороши, выбирай на вкус", счастливая, стабильная, уважаемая жизнь на всех социальных уровнях, а Шопенгауэр, Кант и газета "Коммерсант" для хорошего токаря, слесаря или дворника вовсе не обязательны. Только российская традиция народовольчества и прочего просветления масс "сверху вниз" считает обязательным для дворников чтение Шопенгауэра и Канта, а не хлеб насущный и профессионализм в работе. А потом удивляемся, что разруха в сортирах.

А в другой статье российских ЖЖ-юзеров хорошо припечатали, как раз на ту же тему.

"Американский создатель livejournal.com не мог понять, во что русские превратят его сугубо развлекательный ресурс. Придуманный для обмена развернутыми сообщениями между реальными знакомыми, которым иногда припадает охота рассказать впечатления о вчерашней вечеринке и поделиться с приятелями фото пьяного Дика, заснувшего в кустах рододендрона.

Ну и что тут удивительного?

В России же все мессии. В России другой человеческий тип просто не выживает. Если дать себе за труд вспомнить историю нашей очень отдельной империи, спокойный бюргер здесь всегда был обречен, как рододендрон под Рязанью.

Зато исправно воспроизводился тип «с идеями». Просто редко в стране бывали периоды, когда смерть не дышала в затылок, а умирать за идею не так обидно, как по случайности рождения на полигоне.

Единственное, чего не хватало нам, наследственным невротикам, так это трибуны. Пригорка, с которого можно вещать.

И его нам дали. "

Tags:

28 уже сказали / Скажите сами
Comments
From: spiritualape Date: February 16th, 2009 09:19 am (UTC) (Link)
Не соглашусь. ВСЕ докторами наук не станут. А ситуация, когда НИКТО не хочет быть доктором наук - это начало конца. Что касается уборки мусора... То, что у нас делают 255 таджиков, в Японии делает один уборочный робот.
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 09:22 am (UTC) (Link)
Разумеется, не станут. Но я к тому, что и это и слава богу, мало того, процент докторов наук не должен быть чересчур велик на каждом этапе развития общества. ;) Ситуация же, когда НИКТО не хочет быть доктором наук, столь же нереальна, как и та, в которой ВСЕ ими станут. ;)
From: spiritualape Date: February 16th, 2009 02:42 pm (UTC) (Link)
Сейчас, никто не хочет быть доктором наук. Или, если хотят, то для карьеры, работы за границей и т.п. В обществе вообще, престиж науки крайне низок. Выдающимся футболистом - хотят. Ученым... Сколько у нас ученых? Один процент? Меньше? Сколько из них в своей жизни сделают что-то новое, а не просто будут тестировать присланные из-за рубежа лекарства или бороться за гранты? Доли процента?

Знаете что, найдите в сети рассказ Лукьяненко "Вечерняя беседа с господином Ообым Послом". Потом расскажете :)
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 04:11 pm (UTC) (Link)
А сколько их нужно? Как в СССР полные НИИ ничего не делающих? ;)

Лукьяненко - не мой тип чтения.
From: spiritualape Date: February 17th, 2009 04:09 am (UTC) (Link)
ЭТОТ рассказ у него получился.
Что касается "сколько их нужно" - я максималист. В этом вопросе. Нужно много. Но - настоящих. А не тех, что, цитирую "Сколько из них в своей жизни сделают что-то новое, а не просто будут тестировать присланные из-за рубежа лекарства или бороться за гранты?"
ta From: ta Date: February 16th, 2009 03:28 pm (UTC) (Link)
Ну почему. Вот уже четыре поколения выпускников ВУЗов, которых мы выпускаем говорят, что не хотят. Причем даже в МГУ. Последние мечтатели о науке вместе со мною выпускались. То есть уже более 5 лет назад. И то многие не пошли дальше желания - не выгодно. Хлеб насущный и кино с попкорном важнее. Они бы и в ВУЗ не шли, но родители заставили.
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 04:22 pm (UTC) (Link)
Общаясь у уважаемого makkawity с подрастающим поколением, я не заметила поголовного нежелания.
ta From: ta Date: February 16th, 2009 06:33 pm (UTC) (Link)
Может быть, от области зависит. Я только с психологами дело имею. У них широк выход в прикладные области. И совсем не популярная в России область исследований.
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 07:33 pm (UTC) (Link)
Может быть, да. :)
From: mrozenfe Date: February 16th, 2009 12:53 pm (UTC) (Link)
А я не совсем понял как связаны эти две проблемы: кризис гуманитарных организаций из-за информационного отупения и распределение знаний и стремления к ним среди населения.
Первая проблема сродни проблеме рекламщиков - как докричаться до покупателя если он рекламу научился не воспринимать. Ничего, находят способы.
А насчет того, кого выгодно обучать государству... Всех. Дворник будет мести пол потому что учился именно этому, техник будет компетентно копаться в машинках, а доктор наук будет мечтательно смотреть в окошко пока новая идея в голову не придет. Не вижу никакого противоречия.
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 01:08 pm (UTC) (Link)
Я второе за проблему не считаю. :) Насчет способов рекламшиков - они как раз и ведут к усилению информационного отупения.

Насчет кого выгодно обучать государству - выгодно обучать каждого своей профессии, именно что. И некоторых - чтению-письму-математике-общим знаниям-и-в-ПТУ. Но не квантовой физике или социальной экономике. Потому что доктор наук не будет эффективно мести пол, он не для того потратил годы своей жизни.
From: mrozenfe Date: February 16th, 2009 01:25 pm (UTC) (Link)
О, теперь понял.
Но с попустительством ограниченности масс возможна другая проблема. Если на секунду вообразить, что демократия и право выбора не совсем пустые слова, то мы остаемся в ситуации когда народные избранники продолжают соревноваться в фотогеничности, а не в компетентности. И это в частности потому, что избиратели и сами не знают, - как эту компетентность мерять. Кто справится с экономическим кризисом? Не знаю, я дворник, а не экономист. В какие технологии будем вкладываться? Не знаю, я техник копировальных машин. Кому войну объявляем? Не знаю, я в муззводе служил.
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 01:47 pm (UTC) (Link)
Да, согласна, чтобы сделать грамотный выбор, надо обладать широкими знаниями. Но. Я именно потому в демократию и не верю. Я тоже не знаю и не могу решить, в какие технологие вкладываться и кому войну объявлять, несмотря на кандидатскую степень по специальности мировая экономика и международные экономические отношения. И даже как справиться с мировым экономическим кризисом не знаю. И люди умнее меня - не знают. Мало того, если даже у кандидата грамотно написанная пиарщиками программа и я дам себе труд ее прочитать, проработать и выбрать на этой основе, это не гарантирует, что будущий депутат-кандидат-президент ее станет придерживаться.
From: mrozenfe Date: February 16th, 2009 02:00 pm (UTC) (Link)
Видимо это и есть истинная проблема, - если возможности сделать рациональный выбор нет, то пусть уж никто ничего не понимает.
С другой стороны, есть же еще и ситуации более личные, где знания вполе могли сдивинуть весы в положительную сторону. Где держать деньги? К какому врачу пойти? А не пойти ли к гадалке? :)
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 02:04 pm (UTC) (Link)
> если возможности сделать рациональный выбор нет, то пусть уж никто ничего не понимает.

Эк вы передернули. ;)

> Где держать деньги? К какому врачу пойти? А не пойти ли к гадалке? :)

Общие знания на уровне современной средней школы примерно дают представления о том, к какому врачу пойти. А вот где держать деньги доктор технических наук знать тоже не будет, если специально не поинтересуется. ;) А доктору филологических (или экономических, да как и любых других, пожалуй) наук ничто не помешает пойти к гадалке, тут формальное образование не играет роли.
olkab From: olkab Date: February 16th, 2009 12:57 pm (UTC) (Link)
Хорошо! а особенно рододендрон под Рязанью. Буду цитировать.
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 01:03 pm (UTC) (Link)
Ага, мне еще про случайность рождения на полигоне понравилось. :)
olkab From: olkab Date: February 16th, 2009 01:09 pm (UTC) (Link)
Угу.
zlatenika From: zlatenika Date: February 16th, 2009 06:15 pm (UTC) (Link)
"Пригорок, с которого можно вещать" - хорошо. :)

__
Про дворников - даже не знаю. :( Мне нравится идея, когда дворники налаживают робомётлы, а в свободное время пишут, например, музыку. Потом решают, что хотят заняться чем-то другим, и отправляются в лабораторию или КБ. :о) А на робомётлы переключается кто-нибудь другой, уставший от активной жизни. :)
Это не для ближайшего реального мира, конечно. :)))
web_mistress From: web_mistress Date: February 16th, 2009 06:21 pm (UTC) (Link)
Да, как идея - отличная. :) Но специализация и сложность как современной музыки, так и работы в КБ требует постоянного совершенствования в профессии. ;) И я полагаю, что в таких случаях предпочтут гэп-тревеллинг в качестве отдыха от активной жизни, а не робометлинг. :))
zlatenika From: zlatenika Date: February 18th, 2009 09:00 am (UTC) (Link)
Угу, это такая... нереальная идея. :)) В знакомом нам мире скорее возможно так, как ты говоришь. :)
no_black_shoes From: no_black_shoes Date: February 18th, 2009 07:43 pm (UTC) (Link)
В российском интернет сообществе большинство блогов и есть "впечатления о вчерашней вечеринке и <распространение> фото пьяного Дика, заснувшего в кустах рододендрона." С поправкой на "бухаловку" или фуршет, пьяного Ваньку или набравшегося Модеста Петровича, березок или тепличных растений собственного зимнего сада.

На мой взгляд, мессианство российского народа слишком преувеличено, единственный признак мессианства большинства - это неумение и нежелание быть счастливыми.

Недавно посмотрела "Косматую обезьяну", Юджина О'Нила. Разочаровала даже не пьеса, а публика: восторженые интеллектуалы, которые вздрагивали, когда это самое воплощение косматой обезьяны с удовольствием колотило лопатой по сцене. "Да-да,"-блестели глаза интеллектуалов."Перемены, нам нужны перемены".

Настоящей лопатой придут стучать люди, понятия не имеющие об аллегориях, О'Ниле и лирических героях. Потому что им никто,никогда,ни о чем не рассказывал, а в 5 классе учительница говорила :иванов-все-равно-станешь-дворником-идиот. А мог бы стать академиком. Так что только просвещением, а иначе - лопатой.
web_mistress From: web_mistress Date: February 18th, 2009 07:45 pm (UTC) (Link)
> это неумение и нежелание быть счастливыми.

Мммм. Мне сложно считать это признаком мессианства. :))
no_black_shoes From: no_black_shoes Date: February 18th, 2009 09:52 pm (UTC) (Link)
Солгасна. 1:1

Я в том смысле писала, что пока всех будешь "учить жить", ни времени, ни желания на счастье не останется.
euphrat From: euphrat Date: March 1st, 2009 03:32 am (UTC) (Link)
А чего плохого в информационном отуплении? Кроме слова "отупление", вместо которого можно подобрать иное. Раньше кто-то кричал "пожар" и народ начинал так суетиться, что от суеты вреда было не меньше, чем от пожара. Или кто-то кричал "чума" и люди так остро реагировали, что сотню докторов-поляков на столбах вешали. А сейчас реагируют спокойнее. Потому что, в общем, подспудно чуют, что ничего такого страшного в одном событии нет, с колами и дровами никуда бежать не надо, жизнь продолжается.

Т.е., по-моему, это позитивный процесс.

А про трибуну... Есть в людях потребность поговорить об умном: так это же и хорошо.

Т.е. тоже позитивный момент :)
web_mistress From: web_mistress Date: March 1st, 2009 05:19 pm (UTC) (Link)
Хм... Ну вот, скажем, человек не чувствует, пардон, запаха пота. Это может быть позитивно, то есть, значит он с утра душ принимает. А может быть относительно позитивно - что у него простуда и нос заложен. Вот все-таки информационное отупение - это не про "подспудно чуют". Это про того толстовского пастушка, который слишком часто "Волк, волк" кричал. :)

Сорри за аналогию, у нас потеплело, а я в метро проехалась. :))

Но я рада, что у тебя такой позитивный настрой! :))))
euphrat From: euphrat Date: March 1st, 2009 10:59 pm (UTC) (Link)
Если человек не чувствует запаха пота, значит, у него обоняние заторможено. Это очень позитивно: никаких проблем в метро, например. А если у всего нашего вида будет заторможено обоняние, то мы сможем реже мыться. А это огромная поддержка окружающей среде и всякой экологии.
Уверен, Мария бы меня одобрила :)

А про волка... Мне кажется, если люди не могут понять, где волк, а где нет, пусть лучше на крики вообще не реагируют. Волки в наше время редки, авось пронесёт :)
web_mistress From: web_mistress Date: March 2nd, 2009 04:05 am (UTC) (Link)
:D Только же мы не ради отсутствия запаха моемся, а ради гигиены. Так что экологичность экологичностью, а болезней станет больше.

Если бы это было так. А оно не так. И войны, и немощные старички, и детдомы, и хосписы, и домашнее насилие - волков много.

28 уже сказали / Скажите сами