?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О мерзком характере гениев и отношении к людям - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
О мерзком характере гениев и отношении к людям
Пастернака не читала, но мнение имею - в данном случае о "скандальной" экранизации мемуаров Коры Ландау, против которой выступили российские ученые. Я только пролистала когда-то мемуары, по отрывкам из них и воспоминаниям других людей у меня сложилось мнение, что Ландау был довольно мерзким человеком. Но это никак не меняет того факта, что Ландау был гениальным физиком. Чехов в каждом городе посещал бордели и давал оценку местным женщинам в письмах, но любим-то мы его не за это. Ницше в конце жизни сошел с ума, как и Нижинский, но почему это должно сказываться на отношении к их творчеству?

Мне кажется не очень верным, вернее, вовсе даже вредным умалчивать о негативных сторонах характера или жизни талантливых людей. Это неоправданно задирает планку для остальных и способствует черно-белому восприятию мира. Я считаю правильным взвешенное отношение к людям вообще и к гениям в частности. Да, умный мужчина, но общаться с ним не буду, потому что воинствующий гомофоб. Или - талантливая девушка, но вздорная, поэтому буду искренне восхищаться работами, однако в гости не позову. Но при этом, да, умный, да, талантливая. А то часто наблюдаю тенденцию либо не признавать хорошего, если в человеке какая гадость обнаружится, либо делать вид, что гадости нет, если уж очень хочется человека хорошим считать. А человек же многомерен, и это прекрасно. Перец чили в кулинарии нужен не меньше сахара и ванили. Главное, не переборщить с дозой.

Tags:

58 уже сказали / Скажите сами
Comments
old_radist From: old_radist Date: November 6th, 2008 12:28 pm (UTC) (Link)
>> ...мемуаров Коры Ландау

А меня в первую секунду аж заколдобило... Ландау, типа, умер, но кора его живет... диктует...
web_mistress From: web_mistress Date: November 6th, 2008 12:32 pm (UTC) (Link)
:D :D :D
iris_k From: iris_k Date: November 6th, 2008 01:23 pm (UTC) (Link)
О, я их как раз сейчас... пролистываю...
Честно говоря, пока у меня все больше мнение о коре складывается, а не о Ландау. Исключительно зло... нет, не могу это выговорить... в общем, мерзенькая такая тетка у меня получается.
Да еще и потрясающе, удивительно, глубоко неодаренная в литературном смысле.
iris_k From: iris_k Date: November 6th, 2008 01:24 pm (UTC) (Link)
О Коре, разумеется...
Это я под влиянием предыдущего комментатора, не иначе. :D
iris_k From: iris_k Date: November 6th, 2008 01:52 pm (UTC) (Link)
Вспомнила мемуары Анны Григорьевны Достоевской. Тоже у мужчины характер был не сахарный, но она даже о том, как он в свадебном путешествии проиграл целое состояние, пишет так, что никакого сомнения не возникает — она глубоко любила и уважала этого человека. А Кора хоть и восклицает о своей любви, но что-то мне сомнительно...
web_mistress From: web_mistress Date: November 6th, 2008 02:42 pm (UTC) (Link)
Ой, а я их не читала... Я читала жены Толстого, но тоже отрывки где-то. И тоже грустно как-то. :(
arusinov From: arusinov Date: November 6th, 2008 02:05 pm (UTC) (Link)
Это всё, конечно, верно. Но есть одна тонкость:)
Предположим, снимаем фильм (или скорее - сериал) про Пушкина. В сериале множество событий - Пушкин трахает жену приятеля (или даже жён нескольких приятелей), Пушкин проигрывает в карты свою камер-юнкеровскую зряплату, Пушкин лечится в деревне от трипера и т.д. и т.п. Всё это нормально, и даже хорошо, но... пишет ли этот сериальный Пушкин стихи? Вполне может выясниться, что он в сериале либо вовсе ничего не пишет: а зачем - трахаться, играть в очко и страдать (трипером) можно и без этого, или вроде бы пишет что-то - но что это стихи, и что он их сам вот как вот берёт и придумывает - поверить никак не получается.
И вот тогда и вопрос - про Пушкина ли этот фильм?
web_mistress From: web_mistress Date: November 6th, 2008 02:36 pm (UTC) (Link)
О, так есть ведь уже такой фильм!!! 1814, кажется. :D :D :D

Но про фильм о Ландау я ничего не могу сказать, не знаю. Я, скорее, про тенденцию. :)
nama From: nama Date: November 6th, 2008 02:27 pm (UTC) (Link)
Нууу, по поводу фильма о похождениях Пушкина, как частного лица, а не как солнца русской поэзии - это уже вопрос к создателям фильма как такового :))))
Я согласна с Адой в том, что тенденция смешивать и путать такие понятия, как творческая одаренность человека и его личные, сугубо человеческие качества - неверна. Это просто две разные и мало пересекающиеся плоскости - а в каждой из них свои мерки. И человека имеет смысл оценивать объективно, а не стягивать все шкалы в одну плоскость.
Примеров, когда известный и талантливый человек по жизни, в отношениях с близкими, знакомыми и окружением оказывается просто моральным уродом - масса. И я тоже не вижу смысла сводить все к двум полюсам - белому и черному. И если человек - гений, то это совершенно не значит, что он ангел по характеру. Скорее, наоборот, увы.
Позиция наших академиков мне представляется просто ханжеской. Я слышала от людей, лично знавших Ландау, что он был неприятной личностью, но это совершенно не имеет отношения к его гениальности. Есть Ландау- человек, а есть Ландау -ученый.
А Кора, как мне кажется, страдала своего рода мазохизмом, что тоже не редкость в окружении гениев всех мастей и калибров :))))
web_mistress From: web_mistress Date: November 6th, 2008 02:32 pm (UTC) (Link)
Да, я именно об этом. :)
jengibre From: jengibre Date: November 6th, 2008 03:09 pm (UTC) (Link)
Ты хорошо сформулировала, я считаю. Другой вопрос (я действительно считаю, что это другой вопрос) правильно ли вообще писать и читать такие мемуары.
web_mistress From: web_mistress Date: November 6th, 2008 03:14 pm (UTC) (Link)
А почему ты считаешь, что неправильно?
olkab From: olkab Date: November 6th, 2008 03:18 pm (UTC) (Link)
Да уж. А то я вот по ошибке вчера в супчик апельсиновой цедры переложила - потом не знала чем забить.
web_mistress From: web_mistress Date: November 6th, 2008 03:22 pm (UTC) (Link)
:))) А я как-то в горячий шоколад по ошибке соль положила вместо сахара, они у меня в одинаковых банках. Причем готовила на двоих с запасом и щедро. Пришлось вылить. :(( :))
sin_paciencia From: sin_paciencia Date: November 6th, 2008 08:09 pm (UTC) (Link)
Я вообще глубокий интересователь (давнишний) личности Ландау, собираю про него всякие байки.
Например, Ландау, как известно, был по заслугам тщеславен и не любил, когда кто-то ещё более оригинальный и необычный, его в физической науке переплёвывал. Однажды в Советский Союз приехал не менее известный в среде физиков того времени Пол Адриен Морис Дирак (нобелевский лауреат тоже, кстати).
Вот Дирак пишет на доске огромные формулы, поникающие в самые глубины теоретической физики (квантовой, скорее всего) и Ландау, сидящий в первом ряду, понимает, что какой-то там несоветский физичишка переплёвывает его по пониманию физики. И вот пока Дирак пишет формулы на доске, Ландау под нос себе бормочет "Дирак-дурак, Дирак-дурак" как мантру, чтобы успокоиться. И вот Дирак дописывает всё, делает доклад (на языке принимающей страны, русском тобиш, как и положено гению), и когда доклад окончен, стирает всё с доски, поворачивается к Ландау и по-детски ему отвечает "Сам дурак! Сам дурак!"
Гении, они такие....:) Обычные необычные люди :)
web_mistress From: web_mistress Date: November 6th, 2008 08:39 pm (UTC) (Link)
Моя любимая байка про Ландау - про его нелюбовь к творогу. :) А в том, что ты написала, необычного-то именно то, что мы ожидаем от гения необычного поведения и вне его гения. :))) А ожидаем, потому что мемуаров мало писали про них, замалчивали пятна на солнце. :)
elekmonar From: elekmonar Date: November 7th, 2008 05:23 am (UTC) (Link)
Тут такое дело. Точка зрения человека, профессионально работающего в области приложения сил гения, и непрофессионала очень отличаются. Первичное восприятие гения профессионалом идет в контексте его работ, через красоту и гармонию мира, которые гений увидел и смог воплотить в формы, основная часть которых доступна во всей полноте осознания только коллегам по виду деятельности. На это восприятие, кроме того, накладываются рассказы и предания об Учителе его учеников и коллег, также имеющие, обычно, специфичный подтекст, видимый только профессионалам. Ну и т.д. Поэтому мнение почти любого профи по поводу биографий коллеги, написанных без участия компетентных в его работах людей, стабильно отрицательно. Так как в таких биографиях нет главного с его точки зрения - представления о том, что сделал человек в основной сфере своей деятельности. Т.е. контекста. Несколько сумбурно и занудно написал, извини, если что. ((
ЗЫ. Для данного случая, как физик-теоретик по первичной сфере деятельности, таки присоединюсь к мнению С.П.Капицы. В теоротделе Новосибирского ИЯФа, в период моей работы там, почти треть "патриархов" были ученики или ученики учеников Дау. Их нечасто высказываемое мнение о К.Ландау в общем варьировалось от "лучше промолчу " до "гении тоже делают ошибки". :)
web_mistress From: web_mistress Date: November 7th, 2008 05:46 am (UTC) (Link)
Слушай, ну биографии-то пишут о человеке. А об ученом пишут энциклопедические статьи и научные труды. :)) Поэтому, мне кажется, вполне оправданным писать о человеке то, каким он человеком был.
la_nka From: la_nka Date: November 7th, 2008 07:34 am (UTC) (Link)
Странное ощущение орсталось у меня после прочтения мемуаров какой-то актирсульки о Миронове. Выглядело это как "Я, я, я, ещё раз я и какой-то там Миронов...". Неприятно. Про Ландау читать не стану. Не потому что неинтересно или там, "не хочется омрачать чистый образ", а только потому, что я ему не родная и подробностей его личной жизни мне не нужно. Они меня не затронут.

Я считаю, что любой человек нейтрален. Нет ангелов, нет демонов, нет гениев - есть люди. Сумма их положительных и отрицательных качеств - одинакова. Если человек в чем-то гениален, то он может быть или алкашом или садистом или равнодушным человеком. Если не случилось ни того ни другого ни третьего, просто вы не все о нем знаете. :-))) Это не хорошо и не плохо, просто закон компенсации. Просто кому-то интересно, какие гадости есть у других, а кто-то просто и незамысловато пользуется плодами труда гениев, обходя стороной их темные стороны. Эгоистично, да, но вполне жизненно. Темного в каждом своего хватает.
web_mistress From: web_mistress Date: November 7th, 2008 08:00 am (UTC) (Link)
Нет, я совершенно не согласна с тем, что сумма положительных и отрицательных качеств людей одинакова.
g_i_n_k_g_o From: g_i_n_k_g_o Date: November 9th, 2008 09:56 am (UTC) (Link)
Внимательно прочитала ссылку, и пожалуй, тоже была бы против экранизации, и тоже была бы за то, что мемуары Коры хорошо бы уничтожить, а лучше бы их было бы и не писать вовсе.

Для того, чтобы сохранить свое психологическое здоровье, мне вполне достаточно просто знать, что Ландау был неприятным человеком. Байка про Дирака-дурака вполне достаточна константации тщеславия Ландау, слова Капицы "О том, что Ландау обращал внимание на женщин, знали все его ближайшие знакомые" - скажет о любви Ландау к женскому полу - мне этого выше крыши, честно. Деталей же его поведения мне совсем не нужно.

То же касается и любого другого гения.. Хотя.. Хотя Дневник его жены я посмотрела с удовольствием, и еще смотреть буду. Но во-первых, может это потому, что фильм хороший, а во-вторых, там было без шокирующих подробностей, которые, по отзыву матери Капицы, присутствуют в мемуарах Коры. И вообще я против публичных исповедей. Исповедь, как мне кажется, по определению должна быть адресована очень узкому кругу слушателей.
web_mistress From: web_mistress Date: November 9th, 2008 10:04 am (UTC) (Link)
А почему именно против? Мне тоже вполне достаточно знать о том, что Ландау был неприятным человеком в общих чертах, поэтому я не стала читать мемуары и уж точно не пойду смотреть фильм. Но при этом говорить, что это надо скрывать и не давать смотреть другим тоже - не могу. Может, кому-то это будет полезно, может, кто-то поймет, что ее ситуация не уникальна, и что если муж так третирует, то для ее собственного психологического здоровья лучше развестись сразу, а не жить и мучиться годы...
chudaabri From: chudaabri Date: November 19th, 2008 10:38 am (UTC) (Link)
Добрый день,
прочитала ваш пост о Ландау, захотелось тоже высказать свое мнение.
Я читала книгу Коры, и,наоборот, у меня сложилось впечатление о Ландау, как об очень положительном, светлом человеке. А то, что в книге есть много нелицеприятных фактов о Дау, его коллегах-это, конечно, ее личное мнение, которое вполне может не совпадать с действительностью. Хотя она сильно любила своего мужа и всецело растворилась в нем (судя по книге опять-таки).
а вот фильм мне не понравился, потому что, не читая книги, или не зная о жизни гениального физика, может возникнуть мнение как о человеке (который и в молодости говорил старческим голосом) волочащимся только за юбками.
web_mistress From: web_mistress Date: November 19th, 2008 10:50 am (UTC) (Link)
:) Ну, в принципе, конечно, мнение жены очень субъективно и может не совпадать с действительностью. А может и совпадать. :) Я читала и отзывы коллег о Ландау, они были не слишком положительные. А вот фильм я не смотрела и вряд ли посмотрю, поэтому про фильм мне сказать нечего. :)
58 уже сказали / Скажите сами