?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Как странно все взаимосвязано - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Как странно все взаимосвязано
Позавчера брали у меня интервью для "Вечерней Москвы", и корреспондент спросила, как я начала заниматься войлоком. Я стала вспоминать, с чего все началось - получилось забавно. Одним из моих любимых предметов в институте была теория управления. И там существует понятие "норма управляемости", то есть число подчиненных у одного руководителя в линейной структуре управления. Эта норма равна 7 плюс-минус два человека. Как-то это определяется то ли человеческой психологией, то ли вообще физиологией, я читала, что и телефонные номера хорошо запоминаются, если в них не более семи цифр. Кстати, Малколм Гладуэл в "Переломном моменте" тоже где-то о норме управляемости говорит.

Как-то пришло мне в голову, что при строгом линейном подчинении внутри государства (в частности, в империях) может также существовать некая норма управляемости, то есть ограниченное число республик-провинций-колоний и т.п., которые могут эффективно управляться из одного центра. И, возможно, крушение империй обусловлено в том числе превышением этой нормы и потерей управляемости, и тогда должна быть некая формула, которая бы описывала эти процессы.

Чтобы подтвердить (или опровергнуть) эту гипотезу, понятное дело, надо много информации и дифференциальные уравнения. Работать с информацией я умею, а вот дифференциальные уравнения мне всегда давались крайне плохо, и математиков среди моих знакомых не было. Так и лежала моя гипотеза невостребованной пару лет. Вдруг моя на тот момент подруга зарегистрировалась на сайте знакомств и потянула меня туда же. Я пошла за компанию, поставив галочку в графе "знакомство для дружбы", поскольку была тогда очень даже замужем и в других знакомствах не нуждалась.

Желающих познакомиться для дружбы, как ни удивительно, на сайте знакомств оказалось крайне мало. То есть, всего два человека. Мало того, один из этих двух все-таки рассчитывал, что это будет знакомство не только для дружбы, поэтому после пары писем растворился в просторах интернета. А вторым неожиданно оказался настоящий математик, который даже работал математиком, и вот с ним-то я раза два встречалась обсудить мою гипотезу крушения империй за чашкой кофе и сходить на бега (он туда, как оказалось, с детства ходил). Математик сказал, что в гипотезе, может, что-то и есть, но для вычисления необходимого мне нужен целый НИИ, поскольку даже описание процессов, происходящих в доменных печах, требует дифференциальных уравнений пятидесятого порядка, а тут империи. И ни с того ни с сего, прощаясь, подарил мне диск Macromedia Flash - ему презентовали в тот день на какой-то конференции, а он с Флэшем не работал.

Стоял июль, и на работе было затишье. Я решила посмотреть, что это за Флэш такой. Нарисовала простенький мультфильм, и увлеклась не на шутку. Правда, я так и не освоила Флэш в достаточной степени, но любовь к созданию анимации у меня уже родилась. Потом я даже организовала экскурсию на работе на Союзмультфильм, причем приглашала коллег с детьми, а в итоге среди 11 человек оказался всего один ребенок, но удовольствие от экскурсии получили все, а я еще и массу идей. :) И тогда стала пробовать делать кукол - сначала тряпичных, потом каркасных, потом войлочных. Да и подушки для меня, в общем-то, кадры из ненарисованных мультфильмов. :) А началось все с нормы управляемости империй и дифференциальных уравнений для ее вычисления. :)

PS. А на бегах мы тогда проиграли. :D

Tags:

56 уже сказали / Скажите сами
Comments
dziva From: dziva Date: October 23rd, 2008 01:09 pm (UTC) (Link)
сильно.
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 01:12 pm (UTC) (Link)
Саму позабавило. :))
From: truerps Date: October 23rd, 2008 01:19 pm (UTC) (Link)
Да, в жизни часто так одно за другое цепляется. :)
В фантастике рассуждения о предельном размере империй тоже встречаются. :)
Я тоже про это думал в своё время. Ясно лишь то, что, в любом случае, важна скорость обмена информацией между частями империи. На втором месте - скорость экономических и силовых воздействий на колонии-провинции из метрополии.
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 01:33 pm (UTC) (Link)
Ты знаешь, скорость важна, конечно, но если принять за константу некую норму управляемости, то все равно придется менять структуру управления - линейная в империи сработает недолго. В теории управления, во всяком случае, норма управляемости - это как число пи, неважно, насколько велика или мала окружность, оно постоянно. :) Но вот константа ли норма управляемости - этого я не знаю. :D
firouze From: firouze Date: October 23rd, 2008 01:25 pm (UTC) (Link)

здорово!

Лучшее подтверждение для "никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь". :)
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 01:34 pm (UTC) (Link)

Re: здорово!

Ага. :)))
brutus_bt From: brutus_bt Date: October 23rd, 2008 01:26 pm (UTC) (Link)
Красивая цепочка)))
Значит идею о крушении империй так и забросили?
Кстати, где-нибудь в интернете можно посмотреть ваши работы?
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 01:35 pm (UTC) (Link)
Забросила в итоге, да. :) Когда примерно представила, сколько работы займет сбор информации, а потом ее обработка, то поняла, что мне одной явно не под силу. :)

А работы - здесь, если вы про войлочные. :)
sashun4a From: sashun4a Date: October 23rd, 2008 01:39 pm (UTC) (Link)
Я очень люблю такие истории, когда одно случайное тянет за собой другое и как будто бы все походя получилось, но к каким последствиям привело ;)
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 01:41 pm (UTC) (Link)
Ага, причем никак невозможно заранее сказать, что во что выльется, и так забавно! :))
zlatenika From: zlatenika Date: October 23rd, 2008 02:26 pm (UTC) (Link)
Вот это да! :)
Ни один писатель не придумает таких совпадений, какие сами собой получаются. :)
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 02:28 pm (UTC) (Link)
Ага! :))
olkab From: olkab Date: October 23rd, 2008 02:26 pm (UTC) (Link)
Здорово.
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 02:28 pm (UTC) (Link)
:))
tatiana_tasha From: tatiana_tasha Date: October 23rd, 2008 02:32 pm (UTC) (Link)
Вот так и напишут? :)
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 02:35 pm (UTC) (Link)
Вряд ли. :D Я думаю все-таки, не тот формат. :)))
taorminese From: taorminese Date: October 23rd, 2008 02:47 pm (UTC) (Link)
мы по психологиии проходили, что это формула памяти 7+-2, поэтому на уроке можно давать от 5 до 9 единиц информации для запоминания. Очень понравился ваш пост, вы для меня как Алиса в стране чудес.
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 03:02 pm (UTC) (Link)
:))) Спасибо большое. :) Да, значит, психологическая формула, я это не точно помнила. :) Но ведь поскольку государства в итоге построены все равно на людях, то по-моему, и на уровне государств она должна как-то действовать. :))
nama From: nama Date: October 23rd, 2008 02:52 pm (UTC) (Link)
Да, чудесная кружевная история - одно за другим потянулось и в результате - такие дивные подушки :)) Знаешь, я думаю, что даже во вселенском масштабе, красота твоих подушек стОит целой математической теории - в смысле, что совсем ей не уступает по значимости. :)))) так что это почти равноценная замена :))))
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 03:00 pm (UTC) (Link)
:))) Спасибо тебе большое. :) Да, в каком-то смысле мне тоже кажется, что подушки важнее - потому что математические теории могут быть полезны, но подушки я стараюсь делать радостными. А радость же лучше, чем польза. :)))
ho_lera From: ho_lera Date: October 23rd, 2008 03:27 pm (UTC) (Link)
Прямо хочется сказать спасибо империям и дифференциальным уравнениям!
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 03:44 pm (UTC) (Link)
И математику!!! :)) А я и имени-то его уже не помню, даже приблизительно. :))
magic_felt From: magic_felt Date: October 23rd, 2008 04:45 pm (UTC) (Link)
Помню, нам, как разработчикам программного обеспечения настоятельно просили не забывать, что в меню тоже не стоит делать больше 7-9 пунктов:) Общий принцип...
А история забавная, и у тебя много таких:)
Мне журналистка сегодня тоже звонила, задала пару вопросов по телефону:)
web_mistress From: web_mistress Date: October 23rd, 2008 04:50 pm (UTC) (Link)
О, кстати, да, мне надо запомнить это касательно меню. :))

Ответила? :) Меня единственное смутило, что фотограф, с которым она приехала, спросил, делают ли они репортаж о том, как корреспондент валять учится, или о городских сумасшедших. :D
(Deleted comment)
web_mistress From: web_mistress Date: October 24th, 2008 05:39 am (UTC) (Link)

Re: +1

Спасибо! :)) Про Зайца будет, он у меня тут как раз чудит в комнате. :)
elekmonar From: elekmonar Date: October 25th, 2008 10:08 am (UTC) (Link)
Очень интересная история, пасиб. Понравилось.
Я тут многабукв вставлю по паре моментов, надеюсь, не воспримешь как зануду. :)
1. Насчет 50 -го порядка это товарисч пошутил, конечно. Для практического обсчета теплового баланса, скажем, используется, максимум, система дифуров 2-го порядка по пространственным координатам и первого по времени (уравнения теплопроводности плюс материального баланса плюс гидродинамики), правда со сложными граничными условиями. :)
2. По норме управляемости империй, как мне кажется, основная проблема - исходные данные по административному делению и способ оценки управляемости. Очень хорошая тема для географа. По ИМХО косвенным индикатором управляемости является, например, частота смены руководства субъектом управления. Я бы начал, чтобы отбросить посторонние факторы, с оценки управляемости на примере одной крупной империи в один временной интервал. Сравнил бы, например, для нынешней России управляемость субъектов Федерации в зависимости от числа районов и территорий городского подчинения, площади, населенности, длины коммуникаций разного сорта и т.п. Здесь все можно конкретно и в цифрах, данные общедоступны. Думаю, чтоб дифуры и сложная математика не нужны здесь, более того вредны, ибо мастерски могут затуманить картинку. Обычные многофакторные линейные зависимости уже дали бы главное к пониманию явления. Далее оно, как обычно. Защитить кандидатскую на базе выявленных зависимостей. Потом расширить рассматриваемый временной интервал до Древней Руси. Выявить более интересные закономерности. Защитить докторскую. Стать завлабом. Потом обобщить для других империй. Избраться в членкоры. Затем в директора спецом созданного института... Вообщемдануегонафикзайца (вспомнил мультик "Падал прошлогодний снег" ). ))
web_mistress From: web_mistress Date: October 25th, 2008 10:16 am (UTC) (Link)
1. О, насчет математики - прекрасная новость! :)

2. Да вот, согласна, надо определить критерии управляемости, эффективности и отбросить внешние факторы воздействия и социо-культурные тоже. :) Поэтому по России варианты - только для начала подойдут, как первый этап сбора материалов, потому что выводы по одной стране не сделать. :) Да и поскольку кандидатскую я уже защитила, надо сразу материал на докторскую набирать, то есть замахиваться на научное открытие. :D
mendkovich From: mendkovich Date: October 25th, 2008 01:40 pm (UTC) (Link)
"Норма управляемости" - факт, действительно есть, и есйчас учитываеся в госструктуре России.
Другое дело, что аки информатик я глубоко убежден, что причины распада империй в несоответсвии скорости и объемов существовавших каналов связи объему административной информации, передаваемой наверх.
Центр терял возможность оперативно реагировать на сигналы снизу, все приходилось решать на месте, в итоге - провинции осознавали, что от центра нет особой пользы :)
elekmonar From: elekmonar Date: October 26th, 2008 06:58 am (UTC) (Link)
Тут есть проблема исследования, как я понимаю: прикинуть, как оценить параметры каналов связи на основе имеющейся информации . Объем официальной корреспонденции (тонн/месяц)? Где её добыть, есть ли вообще? Тем более, что основная масса доков –дурацкие статисследования (См. "Былое и Думы" Герцена, житие в Перми). :( Характерное время добегания до центра принятия решений? Вообще - тут очень сильная зависимость от структуры доступной информации. Нужны мастера архивного дела. :(
56 уже сказали / Скажите сами