?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Потребление, социальные ценности и "культурные коды" - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Потребление, социальные ценности и "культурные коды"
В pоссийской пpовинции большинство
составляют люди, котоpых pаботать не заставят
ни деньги, ни власть, ни слава,
потомy что они им не нyжны.


Очень любопытную книжку прочитала - "Культурный код" Клотера Рапая. Автор - француз, живущий в Америке, психолог и социолог, исследовал архетипы, лежащие в основе социальных ценностей и восприятия тех или иных явлений. Он называет их культурными кодами. Новое в его книге - не банальное "все культуры разные", а углубленное "в каких именно аспектах эти культуры разные". Правда, преимущественно на примере Америки и Франции, но познавательно nevertheless - Рапай приводит культурные коды автомобилей, оружия, еды, любви, секса, насилия, денег, алкоголя, здоровья, туалетной бумаги, президентского правления...

А меня особенно поразило вот что. В восьмидесятые в Америке пытались перенести на американскую почву японские концепции управления качеством. Ничего не получилось. Не потому, что американцы ленивы или неспособны к труду. Просто концепция качества в Америке - "ЭТО РАБОТАЕТ", что не соответствует нулевому показателю дефектности. "Мы связываем качество скорее с наличием функции, чем с уровнем ее выполнения и с превосходным дизайном. Пульт дистанционного управления срабатывает, только если находиться в определенном месте, но ведь он переключает каналы. Будильник-радио не очень справляется с ролью радио, зато будильник там надежный." Культурный код же совершенства в американской культуре - "СМЕРТЬ". Американцы в совершенство не верят и его побаиваются, поэтому нулевой показатель брака для них - из области фантастики.

В связи с этим мне вспомнилось интереснейшее исследование по мотивации современных русских крестьян. "Психологи yсловно pазделили всех жителей России на две кyльтypы - pационально-достиженческyю, пpедставители котоpой живyт чаще всего в гоpодах, и эмпатичнyю - жителей пеpифеpии. Они отличаются дpyг от дpyга как небо и земля."

Понятно, что глобализация глобализацией, но и мотивация персонала разная, и продвижение товара в одной стране отличается от продвижения того же товара в другой. В пуританской стране, где роскошь считается, как минимум, невоспитанностью, продажа золотых унитазов проблематична. Но для менее явных примеров приходится гадать, в чем конкретно отличия, а Рапай дает один из инструментов.

И, если так подумать, многочисленные форумские споры о разнице в отношении в разных странах - это споры именно о культурных кодах и совершенно бессмысленны. Можно сколько угодно задирать нос и тыкать пальцем, но для комфортного существования проще понять и принять культуру as is и работать, не проламывая стены лбом, а используя их.

ЗЫ. Кстати, из культурных кодов, стоящих за отношением к сексу, любви и красоте, очень ясна природа американского варианта феминизма, Sex and the City и отношения к внешности, так явно демонстрируемого американскими форумчанами. Но это лучше читать. :)

* * *

Как-то летом камрад Селлер в разговоре об этическом маркетинге сказал любопытную вещь - много лет экономика была экономикой товаров, затем годов эдак с семидесятых люди стали стремиться покупать услуги (факт, можно посмотреть динамику ВВП). А в конце девяностых плавно и постепенно перешли к потреблению не товаров и не услуг, но эмоций, с товарами и услугами связываемых. Реклама и маркетинг отразили эту тенденцию и стали предлагать не Порши и Верту, а непомерную крутость. Позже камрад hoffmeister сказал, что удовлетворение имиджевых потребностей имеет право на существование, и я с ним согласилась.

Но. Если товар не обеспечивает обещанное рекламой (от использования Baldessarini Ambre мужчина не станет круче), то такая реклама - все равно обман, поскольку Hugo Boss продает не удовлетворение имиджевых потребностей, а иллюзию этого. И вдобавок у меня тогда появилось смутное ощущение, что невозможно долго продавать услуги и эмоции без того, чтобы не нарушился баланс в экономике. Правда, чтобы обосновать эту мысль, мне бы пришлось перечитать экономтеорию, а теперь можно и не перечитывать - финансовый кризис ее проиллюстрировал.

Tags: , ,

36 уже сказали / Скажите сами
Comments
euphrat From: euphrat Date: October 16th, 2008 12:30 am (UTC) (Link)
А почему нельзя долго продавать эмоции? Чего должно нарушиться в экономике?
Мы же их продаём не вместо удовлетворения материальных потребностей - те у золотого миллиарда уже удовлетворены. Мы их продаём сверху. Так, кажется, и пусть...
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 05:00 am (UTC) (Link)
Мне кажется, что поскольку эмоции долго не живут, то человек идет покупать новую вещь, не когда старая портится, а когда старая перестает вызывать эту эмоцию. Отсюда - общество потребления, где одежда надевается всего один раз и т.п. А это искусственно и неоправданно разогревает эономику. Как-то так. :))
ornic From: ornic Date: October 16th, 2008 09:49 am (UTC) (Link)
> Отсюда - общество потребления, где одежда надевается всего один раз и т.п.
Вчера окончательно порвались джинсы с замечательной дырочкой на кармане. :((
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 10:33 am (UTC) (Link)
martes_foina From: martes_foina Date: October 16th, 2008 05:01 am (UTC) (Link)
Интересный пост. Согласен, продажа сказок и мифов за деньги за достаточно короткое время приводит к опережающему росту денежной массы над ростом массы товаров, да и вообще, на мой взгляд, к психологическому разложению в обществе так называемого "золотого миллиарда".

Имхо, люди в городах уходят вверх по Пирамиде Маслоу, зачастую забывая о том, что за фундаментом требуется следить и ухаживать. Думаю, это показывает и национальная американская проблема с ожирением, и российская проблема пьянства с наркоманией.

Исследование отличное! ) Коллективизм и мнение соседа - дяди Васи рулят ))
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 05:06 am (UTC) (Link)
Вот! Ты прекрасно это сформулировал. :)

Ага, причем интуитивно это русскому человеку понятно - если с неуехавшими из провинции провинциалами пообщаться близко, оно так и есть, и через русскую литературу и историю красной нитью проходит тоже. Но вот сформулированное и подтвержденное производит впечатление. :)
ornic From: ornic Date: October 16th, 2008 06:27 am (UTC) (Link)
> люди в городах уходят вверх по Пирамиде Маслоу, зачастую забывая о том, что за фундаментом требуется следить и ухаживать

У хорошего пастуха и стадо тучное. :) Не дожно рядовым обитателям стойла задумываться над такими сурьезными проблемами.
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 06:56 am (UTC) (Link)
А кто должен об этом думать? :)))
ornic From: ornic Date: October 16th, 2008 08:42 am (UTC) (Link)
Пастух.
ornic From: ornic Date: October 16th, 2008 08:48 am (UTC) (Link)
При случае спроси у Учителя, сколько % людей в его стране занимаются крестьянсством, сколько ищут просветления и кто занимается руководством страны и охраной их всех.
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 09:20 am (UTC) (Link)
Ммммм. А какой ты предполагаешь результат и что этот результат должен показать? :)
ornic From: ornic Date: October 16th, 2008 09:40 am (UTC) (Link)
Он должен показать, сколько нужно крестьян, чтобы кормить одного просветленного. И, как следствие, что стремиться к всеобщему просветлению опасно.

Ну и как некоторое обобщение - что каждый должен выполнять свою роль. Кто-то - впаривать, кто-то - производить, кто-то - смотреть на все это как бы сверху, кто-то все это придумывать, поддерживать и толкать, смазывая чтобы не сломалоось.

И тогда, как бонус, мы получаем возможность для тех, кому это нужно, заниматься самосовершенствованием и просветлением. :)
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 10:28 am (UTC) (Link)
Хм. Вообще-то Мастер Ю ест столько, что прокормить его крайне несложно. По-моему, легче, чем Зайца, хотя я, конечно, не пробовала. :D К тому же монахи и сами не гнушаются что-то там выращивать.

Но я в любом случае выступаю не за всеобщее просветление, а за рациональное потребление и этический маркетинг. ;)
martes_foina From: martes_foina Date: October 16th, 2008 07:38 am (UTC) (Link)
Ага. Тучное, тупое и завсегда готовое с весёлыми песнями пойти на бойню во имя пастуха )
ornic From: ornic Date: October 16th, 2008 08:46 am (UTC) (Link)
Exactly. Как только каждый баран начинает считать, что он умнее всех и знает больше пастуха - стаду капец.

А так как бараны вне стада могут существовать только в виде мяса в похлебке и тулупов на теле, то вместе со стадом капец наступает и для большинства баранов. Только понимают они это уже потом. :)
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 09:19 am (UTC) (Link)
Ты попал в ловушку собственного выбора аналогии. :) Стадо баранов и пастух - очень условный эквивалент человеческого общества, даже если хочется его таковым представить. Вот стадо обезьян и вожак подходит более - но и стадо обезьян без вожака выживает вполне себе, выбирая другого вожака. ;)
ornic From: ornic Date: October 16th, 2008 09:33 am (UTC) (Link)
Выбор аналогии делается для того, чтобы лучше подчеркнруть ту или иную (нужную в данный момент) сторону многогранного человеческого общества. :) Иначе аналогии не нужны вообще. Если бы мы обсуждали так любимое людьми взаимное забрасывание друг друга фекалиями, я конечно же выбрал бы аналогию с обезьянами.

Но разница между среднестатистическим народом и начальствующим элементом (как по роду занятий, так и по сфере интересов и ответственности) мне кажется ближе к баранам и пастуху.

В целом, конечно, большая часть стада может быть и выживет, придут пастухи с соседних лугов, например. Но количество пущеных при этом в расход баранов ИМХО получается слишком большим по сравнению с эфермерными бараньими свободами ходить в темный лес без просу и не слушаться пастуха.

Примером тому служат вроде бы пережитые всеми 90-е.
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 10:31 am (UTC) (Link)
Ну да, но от подчеркивания отдельной черты ты почему-то переходишь к широким обобщениям, основываясь на некорректной _в целом_ аналогии. ;) Разница между баранами и пастухом не та же, что между чиновниками и среднестатистическим народом. В 90е не со стороны пришли "пастухи", а из тех же "баранов". И это существенно меняет картину. Не говоря уж о том, что стада диких баранов без человека выживают себе вполне. ;)
tinriuin From: tinriuin Date: October 16th, 2008 08:42 am (UTC) (Link)
Спасибо за ссылку, очень любопытно :)
web_mistress From: web_mistress Date: October 16th, 2008 09:17 am (UTC) (Link)
Меня она очень впечатлила. :) Причем даже не столько само исследование - оно где-то интуитивно даже понятно, когда посмотришь, как живут на селе, а то, как сумели при существующем положении найти возможный механизм эффективного хозяйствования. :)

А еще я подумала, что культурная разница между горожанином и сельчанином не многим меньше, чем между россиянином и европейцем. :)
ornic From: ornic Date: October 16th, 2008 09:46 am (UTC) (Link)
> Хотелось бы узнать чем заграничные граждане сильнее всего отличаются от отечественных?

Воспитанностью, что ли.

Очень похожи на рецидивистов - предельно вежливые и корректные.

Типа знают, что за любое кривое слово может крайне нешуточно прилететь.

Вековой опыт.
----------------------------
http://oper.ru/news/read.php?t=1051603629&name=Goblin#7
(Deleted comment)
web_mistress From: web_mistress Date: October 17th, 2008 04:58 am (UTC) (Link)
Я с тобой и согласна, и нет. :) То есть, совершенно согласна в том, что крутость - это иллюзия. Но! Есть некая социальная иерархия, которая не всегда соответствует реальным заслугам, силе или способностям, но существует тем не менее. Обладание личным самолетом, Поршем и Верту - внешнее выражение высокой ступени этой социальной иерархии. Реклама Baldesarrini - по всей Москве одно время висела, седовласый очень ухоженный мужчина с личным самолетом и красавицей на заднем плане - намекает на то, что купив этот парфюм ты приближаешься к этому образу жизни. Что, само собой, совершенно не так. И я согласна, что это самообман и те, кто ведутся - сами себе злобные Буратины. Но жадность, хвастливость и глупость их жертв не делает поступки Кота Базилио и Лисы Алисы этичными, ведь так? :)

А вот насчет медленности привыкания я не уверена. То есть, по сравнению с химическими наркотиками - да, но в целом должна быть та же самая, что и в случаях других нехимических зависимостей, мозг-то тот же, механизмы те же. Ну и иначе шопоголизм не стал бы такой проблемой.

Вот это нежелание работать и огорчает. :( Хотя очень понятно, еще из сказки про Емелю :D
(Deleted comment)
web_mistress From: web_mistress Date: October 17th, 2008 09:27 am (UTC) (Link)
> при этом, то самое нежелание работать есть признак здоровой личности в плане отстутствия стремления к той самой никому в деревне не нужной морковке. Деньги? Деньги на бензин есть, остольное из леса и с огорода. Парфюм мне не нужен. Зачем мне на тебя работать?

Вот ты знаешь, я тоже думала, не является ли этот пофигизм - здоровым пофигизмом. Но, как обычно "по плодам узнаете его". :) Российские селяне мне не кажутся на выходе личностями, стоящими выше на пути к просветлению и гармонии, чем, скажем, Анжела или Мастер Ю. Или тот учитель Мохана, помнишь? :)) То есть, не в деньгах и не в потребностях дело тут. Не знаю, в чем. :)
(Deleted comment)
martes_foina From: martes_foina Date: October 17th, 2008 12:38 pm (UTC) (Link)
"Тут, я дуаю, еще примешивается (к действиям "деревенщины") желание отомстить "центру". А нам пофиг на ваши ценности, у нас свой уклад."

Соглашусь с тобой про свой уклад в деревне.

Другой вопрос, пробовала ли твоя знакомая объяснить, почему ей нужно эту ежевику выкорчевать и объяснить, что мужских рук нет, чтобы этим заняться? А в благодарность за работу пообещать, например, вкусный обед. В деревне же тоже существует система ценностей.

Две недели назад, когда с товарищем ездили в деревню, где его с детства знают (дедушка там жил и товарищ там проводил много времени летом), так там вопросы решались достаточно быстро. Зашли к дядьке знакомому, так он сразу отсоветовал, как лучше печную трубу поправить, и инструмент готов был дать; а потом оказалось, что этому дядьке нужно дров напилить, а у товарища в Москве бензопила. Так и порешили на ближайших выходных друг другу подсобить.

Так что, возможно, твоя знакомая просто с своим уставом (вавилонским) в чужой монастырь полезла.
klyw From: klyw Date: October 18th, 2008 12:18 pm (UTC) (Link)
Несколько хотелось расширить тему, для может более объективного (по поводу объективности все равно относительно) взгляда. Начать можно с широко известного факта - в начале 20 века около 90% населения России составляли крестьяне (то есть корни у большинства из нас земледельческие,ну или скотоводческие в некоторых регионах), кстати страны западной Европы чуть ранее проходили подобный путь (период перехода к преобладанию городского населения над сельским отражено в работах многих социологов, посоветовать можно Энтони Гидденса ("Социологию" хотя бы),у него изложено просто, доступно и логично). Для анализа современного состояния российской деревни, также необходимо учитывать не только катастрофу 90-х, но и предыдущий советский период, где соотношение произведенного - полученного продукта, было не в пользу сельского хозяйства.
PS
Городское население также имеет многослойность, что видно из терминологии, маргиналы, пролетариат - порождение промышленного города (в периоды продовольственных кризисов деревня легче выживает и менее деградирует). Не дай бог Вам пережить прожитое ранее той же Москвой и др. крупным городам.
web_mistress From: web_mistress Date: October 18th, 2008 07:00 pm (UTC) (Link)
Да понятно, что у любого социального явления есть и объяснение, и предпосылки, и исторические корни. Если вы почитаете работы Пайпса, я его цитировала как-то здесь и здесь, то параллели будут очевидны.
klyw From: klyw Date: October 19th, 2008 06:43 am (UTC) (Link)
Все вышесказанное мною относилось как раз к "социальным ценностям и культурным кодам", Ваши цитаты только дополняют общую УСТАНОВКУ на восприятие современной ситуации, их можно дополнить др. примерами (Аверченко "Русская история" - "Когда же студент осмелился нахально заявить, что земля круглая и что она ходит вокруг солнца, то толпа мужиков навалилась на студента и стала бить..."). Расширить понимание помогает образ-персонаж Чарли Чаплина, маленький оборванец ВЫЖИВАЕТ в джунглях большого города (пример крестьянского типа поведения взятый у Н.Н.Козловой "Социально-историческая антропология"). Может мы все живем в большой деревне (сейчас глобальной)? И различия в престижных ценностях не так фундаментальны (когда то и железная кровать (крыша) была показателем солидности человека, что в городе, что в деревне)? Критика подобных ценностей также постоянна, христианство проводило верблюда сквозь иголье ушко, коммунисты (вслед за мыслителями "золотого века")называли это мещанством, в криминальных кругах бытует термин "бычьё" и т.п. А изменения "культурных кодов" в чрезвычайных ситуациях приводят к исходному, от чего мы и отталкиваемся.
emily_entropy From: emily_entropy Date: November 11th, 2008 01:39 pm (UTC) (Link)
Кстати, я по твоей наводке сейчас читаю эту книгу. Еще не дошла до конца, но скоро. Очень интересно, у меня прямо руки зачесались самой в такой области поработать, тем более что у меня межкультурная коммуникация третий предмет.
Хотя некоторые из его обобщений мне кажутся спорными. :-)
web_mistress From: web_mistress Date: November 11th, 2008 01:44 pm (UTC) (Link)
Ага, у меня тоже. :) И да, мне тоже некоторые обобщения кажутся спорными и in the eye of beholder :)))
emily_entropy From: emily_entropy Date: November 11th, 2008 02:15 pm (UTC) (Link)
У меня сейчас вообще кризис жанра, что касается работы после университета. Я себе слегка напоминаю ту восторженную девушку, о которой ты рассказывала при встрече. Хочется сеять доброе, можно не вечное, и желательно разумно. Я скисаю, когда понимаю, что занимаюсь работой, которая в принципе никому ничего хорошего не приносит.
web_mistress From: web_mistress Date: November 11th, 2008 02:17 pm (UTC) (Link)
Иди в Красный Крест. ;)
emily_entropy From: emily_entropy Date: November 11th, 2008 06:03 pm (UTC) (Link)
Может и пойду. :P
Ты там вообще чем занимаешься?
web_mistress From: web_mistress Date: November 11th, 2008 07:13 pm (UTC) (Link)
Формально должность называется веб-мастер, я отвечаю за русскоязычный сайт МККК. :) Фактически это нечто выпускающего веб-редактора, к программированию я не имею никакого отношения, редактирую и выкладываю тексты на сайт. Но это включает в себя и работу с целевой аудиторией, и продвижение сайта, и тренинги для пресс-офисеров из регионов по тому, как писать статьи для интернета и фотографировать (для него же:)), потому что чтение в интернете отличается от чтения печатной прессы. :) Плюс необходимо отслеживать, что происходит в мире и в регионе, как это затрагивает гуманитарную деятельность вообще и деятельность МККК в частности, какие приоритеты МККК и как соответствует сайт потребностям делегаций в регионе. :) Это вкратце. :))) До того несколько лет работала в программе распространения знаний по праву вооруженных конфликтов в университетах (факультеты права, МО и журналистики) и затем организовывала службу организации мероприятий, когда мероприятия, проводимые разными программами решили централизовать в целях унификации и экономии. :) Все в МККК, естественно. :)
emily_entropy From: emily_entropy Date: November 11th, 2008 08:35 pm (UTC) (Link)
Интересно. :-)))

> чтение в интернете отличается от чтения печатной прессы

О, а расскажи об этом побольше, если не лень.

web_mistress From: web_mistress Date: November 12th, 2008 08:29 am (UTC) (Link)
Был такой Nielsen Report, где проанализировали разные способы восприятия информации. Пользователь нетерпелив, не любит скроллить длинные страницы и читать с экрана длинные тексты; если страница долго загружается, скорее всего, плюнет и уйдет на другую (конкуренция-то в интернете огромна :)). К тому же пользователь даже не читает, а сканирует страницу, прочитывая а) заголовок и lead, если это его заинтересовало, то б) первое предложение каждого абзаца. И по ним делает вывод, стоит ли читать дальше. Вдобавок большинство в интернет ходят за информацией (кроме геймеров и посетителей порносайтов, но мы не о них :)), и поэтому злится (то есть, уходит на другие страницы), если информация не находится сразу или представлена в неудобонаходимом виде. :)

Из этого всего следует другой способ написания текста - самые главные мысли, суть статьи надо выносить в lead (первый абзац текста, обычно выделен другим цветом), и дальше следовать принципу одна мысль на абзац, причем выраженная в первом же предложении, поскольку до второго пользователь может не дочитать. :) Печатный текст для размещения на веб урезают на 30-50%, расставляют bullet points, всю необходимую дополнительную информацию в гиперссылки. Фотографии ставят маленькие с возможностью увеличения, причем это диктует и композицию, фотография не должна быть overcrowded, иначе в маленьком формате ничего не разглядишь и никого ею не заинтересуешь. :) Ну и так далее. :)

Кстати, ты читала Минделла "Сидя в огне"? Он как раз о межкультурной коммуникации и разрешении конфликтов с т.з. процессуальной психологии и с легким налетом шаманства. Оччень интересно. :)
emily_entropy From: emily_entropy Date: November 12th, 2008 12:05 pm (UTC) (Link)
О, спасибо. Нет, Минделла не читала, сейчас же пойду искать. :D
36 уже сказали / Скажите сами