?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Этический маркетинг-1 - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Этический маркетинг-1
Еще в мае, кажется, прочитала я очень любопытный e-book "Как сделать, чтобы вас никогда не обманули снова" – про тактики маркетологов по запугиванию потребителя и потом продаже ему средств от этого самого страха. "Первое правило маркетинга – никто на самом деле не верит, что им могут манипулировать". Сам в прошлом успешный маркетолог, Brian Vaszily выкладывает секреты неэтичного маркетинга, и я лично ему верю. Во-первых, все, что он пишет, потом на раз считывается с реклам. Во-вторых, он непосредственно на этой книжке не зарабатывает – ее можно скачать с сайта бесплатно.

Чтение, надо сказать, увлекательное. Автор выстраивает текст так, чтобы привлечь внимание типично маркетинговыми уловками, а после успешного привлечения внимания развенчивает собственные же ходы. Тема от меня не то чтоб совсем далека – в Голландии у нас было маркетинга аж курсов шесть в семестре (industrial marketing, strategic marketing, marketing and information, marketing management, etc.), но так откровенно нам его не преподавали. Сам автор считает, что маркетинг должен быть этическим, то есть не вводить в заблуждение, не играть на страхах и слабостях человека, не взращивать их только для того, чтобы продать этому человеку товар. И вот я задумалась, насколько концепция этического маркетинга жизнеспособна. В смысле, насколько компания в современных условиях может быть финансово успешной, не прибегая к неэтичным методам воздействия на потребителя.

Tags: ,

73 уже сказали / Скажите сами
Comments
agorbylev From: agorbylev Date: July 16th, 2008 07:13 am (UTC) (Link)

:-)

Теоретически это возможно при сочетании нескольких факторов :-)
Во-первых, сам по себе маркетинг не тождественен рекламе ;-)
Во-вторых, судя по "Ночам пожирателей рекламы" и европейской телерекламе, реклама может быть шоковой - не обязательно страшной, а просто остроумной - или красиво эстетически.
В-третьих: красиво эстетически "у них", может не восприниматься таковым "у нас".
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 07:27 am (UTC) (Link)

Re: :-)

Ээээ. А первое - это к чему? :)
kaast From: kaast Date: July 16th, 2008 07:20 am (UTC) (Link)
Перевода книги на русский язык нет случайно?
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 07:23 am (UTC) (Link)
Не знаю, я думаю, вряд ли. :)
kaast From: kaast Date: July 16th, 2008 07:26 am (UTC) (Link)
Жаль, заинтересовало. Если не найду в сети, буду пытаться на английском читать.
ornic From: ornic Date: July 16th, 2008 07:20 am (UTC) (Link)
> тактики маркетологов по запугиванию потребителя и потом продаже ему средств от этого самого страха

А создание потребностей (без использование страха) - это тоже туда же?

> В смысле, насколько компания в современных условиях может быть финансово успешной, не прибегая к неэтичным методам воздействия на потребителя.

ИМХО, от сектора рынка зависит. Ну вот как можно успокоительные продавать, не "нагнетая"? :)

Вот, кстати, живой пример. Реклама в маршрутках. Там телевизоры в салоне стоят и крутится всякое, причем уже где-то полгода как им запретили в рекламе голос использовать, только музыку. И вот, значит, реклама. Фотография явно больного ребенка. Имя. Возраст. Новая фотография, другой ребенок. Имя. Возраст. И снова. И снова. Потом какие-то цифры про % детей с онкологичческими заболеваниями. Потом появляется номер телефона, на который абоненты Мегафона могут позвонить и перечислить таким образом деньги на лечение больных раком детей. Потом пара секунд заставки Мегафона (вспоминается pack shot из фильма 99 франков).

> Сам автор считает, что маркетинг должен быть этическим, то есть не вводить в заблуждение, не играть на страхах и слабостях человека, не взращивать их только для того, чтобы продать этому человеку товар.

Это просто невозможно в рамках общества потребления.
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 07:26 am (UTC) (Link)
> А создание потребностей (без использование страха) - это тоже туда же?

Не знаю.:) Смотря какими способами, я думаю. :)

> ИМХО, от сектора рынка зависит. Ну вот как можно успокоительные продавать, не "нагнетая"? :)

Легко. :) Рекламируя их действительные свойства. :) Все равно будут люди, которым эти успокоительные нужны, и им как раз и продавать. :)

> Это просто невозможно в рамках общества потребления.

Как раз на этот счет есть разные мнения. :))
ornic From: ornic Date: July 16th, 2008 07:34 am (UTC) (Link)
> Легко. :) Рекламируя их действительные свойства. Все равно будут люди, которым эти успокоительные нужны, и им как раз и продавать.

Красивая теория. :)
1) откуда эти люди узнают, что им нужны успокоительные?
2) как они поймут, что им нужно покупать именно твои успокоительные?
3) что продавать всем остальным?

> Как раз на этот счет есть разные мнения.

Мнения всегда есть разные. :) А реальность - вот она, за окном. И плевать ей на все наши мнения.
ornic From: ornic Date: July 16th, 2008 09:01 am (UTC) (Link)
> Не знаю.:) Смотря какими способами, я думаю. :)

Т.е. для тебя есть разница, каким образом тебя обманут? Каким образом тебе внушат желание приобрести продукт, который тебе нафиг не нужен был до того, как тебя "накрыло" маркетингом? ;)
sin_paciencia From: sin_paciencia Date: July 16th, 2008 07:27 am (UTC) (Link)
О! Спасибо за ссылку! Почитаю :)
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 07:30 am (UTC) (Link)
Напиши потом, что думаешь. :)
sin_paciencia From: sin_paciencia Date: July 16th, 2008 09:18 am (UTC) (Link)
ок! что-то она не качается :( доберусь до МСК - попробую от вас ;)
dee_elkay From: dee_elkay Date: July 16th, 2008 09:10 am (UTC) (Link)
На днях тут в масспрессе было про то, как долго не получалась в одной африканской стране увеличить пользование мылом после туалета (и снизить заболеваемость). А потом они использовали тактику "продаем не продукт, а привычку", и построили рекламу не вокруг мыла, а вокруг чувства отвращения, которое вызывают грязные руки. Успешно, вроде бы. О, нашла:
http://www.nytimes.com/2008/07/13/business/13habit.html?em&ex=1216353600&en=3d1b653bf98f830d&ei=5087%0A
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 10:02 am (UTC) (Link)
Как интересно, спасибо большое за ссылку! :)
mendkovich From: mendkovich Date: July 16th, 2008 09:26 am (UTC) (Link)
Спасибо за ссылку!
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 10:03 am (UTC) (Link)
Мнение взамен! ;)
olkab From: olkab Date: July 16th, 2008 09:31 am (UTC) (Link)
Угу. Последний вопрос меня тоже интересует. Давно.
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 10:14 am (UTC) (Link)
А ты что надумала по этому поводу? :)
talantiya From: talantiya Date: July 16th, 2008 10:52 am (UTC) (Link)

они на всём зарабатывают деньги

сначала на том, что манипулируют потребителем:) а потом на курсах посвященных избавлению от шопоголизма:)
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 11:01 am (UTC) (Link)

Re: они на всём зарабатывают деньги

Вот я поэтому и поверила ему, что за это деньги не просят. :) Иначе бы засомневалась. :)
horen From: horen Date: July 16th, 2008 05:45 pm (UTC) (Link)
думаю, как раз подобная компания сделает своего владельца мультимиллионером за очень короткий срок))). потому что люди тоже изменились - они рады честному бизнесу))).
web_mistress From: web_mistress Date: July 16th, 2008 05:46 pm (UTC) (Link)
Я на сегодняшний день склоняюсь к мнению, что зависит от сферы деятельности. :))
horen From: horen Date: July 16th, 2008 05:51 pm (UTC) (Link)
да, вероятно вы правы.
euphrat From: euphrat Date: July 17th, 2008 12:02 am (UTC) (Link)
Тут возникают два вопроса:

1. Что значит "успешной"? Приносить прибыль? А какую норму прибыли можно считать "успешной"? Что отсюда вытекает? Вытекает, что вопрос формулируется так: может ли компания, придерживающаяся принципов успешного маркетинга, быть не менее успешной, чем компания, такого принципа не придерживающаяся? Честно - не знаю. Но мой ответ: сильно зависит от специфики. Иногда может, иногда - не может, иногда её и не нужен этот неэтичный маркетинг.

2. Если этичный маркетинг менее доходен, чем этичный, то возникает вопрос: за чей счёт банкет? Если у компании один владелец или группа единомышленников - нет вопросов. Они могут вообще товар бесплатно на улице раздавать, чтобы помочь нуждающимся. Если компания - акционерная общество, то кто примет решение "Завтра мы занимаемся только этичным маркетингом"? Вице-президент по маркетингу? CEO? А с какой стати? Их взяли на работу, чтобы они приносили прибыль акционерам, а не ублажали собственную совесть. Т.е. решение о "этичном" маркетинге должно приниматься только советом директоров или собранием акционеров. Я так думаю :)
web_mistress From: web_mistress Date: July 17th, 2008 04:41 am (UTC) (Link)
Ну нету, нету у меня ответов на твои вопросы! :)) Я их во второй части задам. :)
73 уже сказали / Скажите сами