?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Пираты 21 века: Что? Где? Когда? - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Пираты 21 века: Что? Где? Когда?
Что?

Еще Цицерон, который, похоже, по всем поводам имел свое мнение, назвал их hostis human generis – "враги человеческого рода". Вам кажется, что морское пиратство – это несовременно? Сокровища капитана Флинта, Сильвер с деревянной ногой и попугаем на плече, Карибское море, по-вашему, давно в прошлом? Как бы не так. Современные пираты, правда, не ходят с кривыми ножами и не носят треуголки, у них быстроходные катера, гранатометы и автоматическое оружие. С середины девяностых число только зарегистрированных пиратских нападений на торговые суда увеличилось вдвое, достигнув 469 в 2000 году. И здесь еще не учитываются нападения на яхты, по разным оценкам достигающие 3000 в год. Обеспокоенные судовладельцы настояли на принятии мер, после чего с несколько лет наблюдался спад в пиратской активности, но в прошлом году – снова увеличение на 10%, причем нападения стали более жестокими – 18 угонов судов, 292 члена команды захвачено с целью получения выкупа, 64 человека ранено, пятеро убито и трое числятся пропавшими без вести. За первый квартал 2008 года число пиратских нападений увеличилось еще на 20% - за счет обострения ситуации в Нигерии и Сомали.

Ну и что, скажете вы, какое мне дело до пиратов, промышляющих где-то в южных морях, они не имеют ко мне никакого отношения. Подумайте еще раз. Меры предосторожности и страхование значительно удорожают морские перевозки. После нападения на французский нефтяной танкер в Красном море у берегов Йемена в 2002 году, стоимость страхования судна (без груза!) возросла с 150 000 до 450 000 долларов США за один рейс. При обычной перевозке двух миллионов баррелей нефти одно только это повышение стоимости страхования означает удорожание нефти на 15 центов за баррель. То же самое касается и других типов грузов. И, разумеется, все это в конечном счете мы оплачиваем из собственного кармана. Глобализация-с.

"Индустрия" пиратства оценивалась в 2000 году в 16 миллиардов долларов США. Если бы пиратскими акциями торговали на фондовой бирже, в 2000 году они бы обошли Microsoft. So much for modern technology.

Где?



Картина самых опасных мест в мире с точки зрения пиратских нападений видоизменяется. Карибское море в прошлом. Малаккский пролив между Индонезией и Малайзией – долгое время считавшийся наиболее опасным – патрулируется совместно силами Индонезии, Малайзии, Сингапура и Японии, из-за чего число пиратских нападений там несколько снизилось. То же самое касается и порта Читтагонг в Бангладеше. Зато Нигерия и Сомали совершили неожиданный рывок – пятая часть всех пиратских нападений происходит в районе Лагоса, и очень много – в Аденском заливе между Сомали и Йеменом.

Сомали – страна, шестнадцать лет находящаяся в состоянии гражданской войны. При огромной протяженности береговой линии (свыше 3000 км), Сомали не имеет своего военно-морского флота и не в состоянии обеспечить порядок на своей территории. Некоторое затишье наблюдалось в те шесть месяцев, когда у власти в южной части страны стоял "Союз исламских судов" (от слова "суд", не от слова "судно" :)). Жесткое исламское правление, с одной стороны, снизило число пиратских нападений в регионе, но с другой – уж очень напоминало талибан и вызывало серьезные опасения у "мирового сообщества" (финансирование со стороны Ирана и Сирии эти опасения только усугубляли). Поддерживаемые США вооруженные силы соседней Эфиопии свергли "Союз исламских судов", и Сомали снова оказалось в руках полевых командиров и вождей племен, борющихся за власть, а до усмирения пиратов никому из них дела нет.

Сомалийские пираты не отличаются робингудовской любовью к соотечественникам. В июне 2005 года они захватили судно «Семлов» с продовольственной помощью ООН для жертв цунами, и только через 100 дней все же вернули судно и отпустили членов экипажа. В октябре 2005 года был захвачено еще одно судно Всемирной продовольственной программы ООН, после чего глава ВВП пригрозил вообще внести страну в черный список на 10 лет, а гуманитарные грузы стали доставлять по воздуху, что, разумеется, значительно дороже. Не так давно, сомалийские пираты захватили аж два судна, на борту которых находились россияне Amiya Scan и Lehmann Timber (обратите внимание на сумму выкупа). Все это привело к тому, что Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую иностранным военным кораблям входить в территориальные воды Сомали для борьбы с пиратством.

Другие территории пиратской активности – Филиппины, Индия, Китай, Венесуэла, Колумбия, да и в целом оба западное и восточное побережья Африки небезопасны.

Когда?

Пиратские нападения чаще всего совершаются между часом ночи и шестью утра, когда большая часть команды спит. Могут они быть разными – как банальное воровство (пробираются на судно, когда то стоит на якоре в порту, и хватают все, что могут), так и традиционный абордаж – в открытом море пираты заходят с кормы, где шанс, что команда не услышит звук прицепляемых крюков (да-да, почти как в книгах и фильмах). Даже судно, чья скорость более 17 узлов, не может считать себя в полной безопасности – у пиратов быстроходные катера, и берут они судно на абордаж в течении секунд.

Пираты достигли большого мастерства в своей деятельности, и отнюдь не все из них необразованные криминальные элементы. Не единичны случаи, когда для преследования используется радар и GSP, а на борт пираты поднимаются с компьютерными распечатками описания груза судна, то есть рейд готовится еще до того, как судно покинет порт отправления. Впрочем, поскольку прибыль от рейда оценивается в миллионы долларов, они могут себе позволить такую роскошь. До недавнего времени в судовой кассе возили до 20 000 000 долларов США для того, чтобы оплачивать различные таможенные и портовые сборы. Так что даже одно взятие судовой кассы и личных ценностей уже вполне окупало нападение.

Взять судно и команду в заложники и потребовать выкуп – еще один излюбленный способ действия пиратов, не требующий никакой особой подготовки. Более сложно, но и более выгодно – забрать груз, перевозимый на судне (иногда вместе с судном). Тогда нужно иметь как склад для хранения груза, налаженные каналы сбыта, док, где судно перекрасят, и человека, который оформит на него новые документы (впрочем, такие человеки в консульствах Панамы, Гондураса и Либерии обходятся не так дорого). Чаще всего захватывают суда, перевозящие металлы, растительное масло, нефть, природные ископаемые – то есть то, что можно продать без особых проблем. Бывает, пираты "засылают казачка" на облюбованное судно, и он помогает проникнуть туда (все вспомнили Негоро? :)) Иногда таким "засланным казачком" оказываются проститутки, что характерно как раз для Малаккского пролива. В этом случае, команду могут и отпустить на плоту или высадить на какой-нибудь остров. Но, бывает, и убивают. Впрочем, захват не только груза, но и самого судна – самый редкий тип пиратских нападений, но, к сожалению, наиболее жестокий.

Есть и еще один способ заработать на морском мошенничестве, называемый "корабль-фантом". К собственно пиратству относится только первый его этап – приобретение судна. Вы можете захватить его сами или купить у других пиратов. Несколько лет назад на Филиппинах судили и приговорили к пожизненному заключению капитана Эмилио Чангко и его команду. Они промышляли как раз тем, что любой, обратившийся к ним, за круглую сумму мог заказать себе судно (иногда вполне конкретное), которое пираты и захватывали, выбросив команду за борт.


Тимур Эмилио Чангко и его команда.

Приобретя тем или иным способом судно, вы его перекрашиваете, оформляете на него бумаги через знакомого, и обычно ваше судно ходит под флагом уже названных Панамы, Гондураса или Либерии. Сделав это, вы сами или через подставного брокера ищете компанию, которой срочно надо перевезти груз, предлагаете свои услуги, оформляете должным образом бумаги и… отплываете вместе с грузом в только вам известном направлении. Дальше вы этот груз продаете, перекрашиваете судно, оформляете новые бумаги – и вы готовы к новым "подвигам". По оценкам, морские перевозчики теряют до 200 миллионов долларов в год от "кораблей-фантомов".

Пиратского капитана Эмилио Чангко посадили в Маниле, но это скорее исключение, чем правило. Правило, к сожалению, таково, что руки правосудия до пиратов не дотягиваются. А кто виноват и что делать – во второй части. :)

Tags:

51 уже сказали / Скажите сами
Comments
From: truerps Date: July 9th, 2008 10:13 am (UTC) (Link)
Всё это ужасно. :(
web_mistress From: web_mistress Date: July 9th, 2008 10:18 am (UTC) (Link)
Ну... неприятно, конечно, но не ужас-ужас, по-моему. :) По сравнению с тем, что я редактирую каждый день по работе - вообще детские игрушки. :)
haladdin From: haladdin Date: December 15th, 2009 09:30 am (UTC) (Link)
Годков 5 назад я тоже статейку про пиратство писал. =)

"... В районе действия пиратов и морских террористов есть целых два пролива – Молуккский и Сингапурский. Это крупнейшие морские транспортные артерии, соединяющие Индийский и Тихий океаны и на этот район приходится четверть мировой морской торговли и половина (!) потока нефти с Ближнего востока в Страны Азии, прежде всего – Китай и Японию.
По самым приблизительным расчетам, если эти два пролива перестанут пропускать суда в течении каких-то двух-четырех недель, это приведет к сильнейшему удару по экономике всего мира. Без топлива останутся Япония, Корея и Китай, без товаров Азии (основного на сегодняшний день производителя) – вся Европа. Масштабы кризиса подсчитать вряд ли возможно в полной мере, но даже приблизительный анализ показывает, что достанется всем.
Теперь о возможности провернуть такую операцию.
Через Молуккский и Сингапурский проливы ежедневно проходит 600 судов, в том числе, огромные супертанкеры, везущие нефть или жидкое топливо.
Супертанкер – это судно, водоизмещением до 500 тысяч тонн. На его палубе можно разместить 4-е футбольных поля. Если такой корабль поставить вертикально на корму, то он окажется выше Эйфелевой башни и совсем чуть-чуть ниже Останкинской. По сравнению с этой махиной синий кит (крупнейшее животное на планете), выглядит как плотва рядом с патрульным катером. Одного такого танкера, захваченного террористами, хватит чтобы организовать такую экологическую катастрофу, которую ни за две недели, ни за полгода не разгрести…
И случаи захвата танкеров уже есть, так 26 мая 2003 года был захвачен танкер-химовоз «Dewi Madrim» вблизи побережья Суматры. Ни к каким последствиям это не привела, но эксперты агентства «Aegis Defence Service» считают что это были просто учения террористов в полевых условиях с отработкой навыков управления судном.
..."
sin_paciencia From: sin_paciencia Date: July 9th, 2008 10:13 am (UTC) (Link)
Ты меня с Малакским проливом очень порадовала :)
web_mistress From: web_mistress Date: July 9th, 2008 10:18 am (UTC) (Link)
Ты там была? :)
sin_paciencia From: sin_paciencia Date: July 9th, 2008 10:29 am (UTC) (Link)
Была в Синге, планирую вообще изъездить там всё, было бы здорово - на яхте. Останавливали пираты и отсутсвие яхты...теперь - только отсутствие яхты :) Ура!
From: kenes Date: July 9th, 2008 10:19 am (UTC) (Link)
Пора кино снимать. :)
web_mistress From: web_mistress Date: July 9th, 2008 10:22 am (UTC) (Link)
"Пираты Малаккского пролива", ага. :) Или "Пираты Аденского залива". :)
From: kenes Date: July 9th, 2008 10:28 am (UTC) (Link)
Можно и так. Главное режиссером позвать Бекмамбетова. Ему даже сюжет не нужен. Он такие деньги поднимет! А деньги правят не только пиратами, а вообще всем миром. :)
Ну, деньги и любовь, конечно. :)
veryredcloud From: veryredcloud Date: September 27th, 2008 08:45 am (UTC) (Link)
Есть уже - "Пираты ХХ века" и "Тайны мадам Вонг".
olkab From: olkab Date: July 9th, 2008 10:22 am (UTC) (Link)
Сразу вспомнила мадам Накамура-Бранчевски и прочих персонажей аксёновского "Мой дедушка памятник" :)
web_mistress From: web_mistress Date: July 9th, 2008 10:22 am (UTC) (Link)
А я не читала. :)
olkab From: olkab Date: July 9th, 2008 10:23 am (UTC) (Link)
А ты почитай. Прикольная книжка.
(Deleted comment)
web_mistress From: web_mistress Date: July 9th, 2008 11:28 am (UTC) (Link)
Я об этом еще напишу. :))
From: truerps Date: July 9th, 2008 11:45 am (UTC) (Link)
Перестрелка на борту судна вполне может обойтись подороже 450000 долларов.
web_mistress From: web_mistress Date: July 9th, 2008 11:57 am (UTC) (Link)
Особенно, если это нефтяной танкер. :) Плюс, боятся ДикогоДикогоЗапада на море, плюс оружие, однако, надо декларировать, да и никто не хочет позволять проход вооруженных иностранных судов через свои внутренние воды без особой на то нужды. :)
dargot From: dargot Date: July 9th, 2008 02:03 pm (UTC) (Link)

Вопрос имею.

Приветствую!

Давно инетерсует: задействованы ли каким-либо боком в борьбе с пиратством частные военные компании типа той же Blackwaters?
Почему морпехи суда не охраняют я понимаю - морское право, все дела, геморрой от постоянного наличия на судне военнослужащих с оружием дороже страховки выйдет. Но почему бы не сажать на суда наемников на время прохождения опасных участков?

С уважением, Dargot.

P.S. А что это за точечка на схеме в районе Великобритании?
web_mistress From: web_mistress Date: July 9th, 2008 08:24 pm (UTC) (Link)

Re: Вопрос имею.

Отвечу! Завтра или послезавтра, будет в заключительной части про это. :)
dargot From: dargot Date: July 10th, 2008 06:04 am (UTC) (Link)

Re: Вопрос имею.

Приветствую!

Буду ждать:)

С уважением, Dargot.
web_mistress From: web_mistress Date: July 9th, 2008 08:44 pm (UTC) (Link)

PS

А точечка там, видимо, съехала. :) Если кликнуть на маленькую карту, открывается большая, где по всем этим точкам даты нападения и типы танкеров. :)
alan_gutnov From: alan_gutnov Date: July 9th, 2008 10:58 pm (UTC) (Link)

Re: Вопрос имею.

Да примерно по тем же причинам - сложно все это, что наемник, что морпех, одни и те же проблемы. Разве что наемник может стоить дешевле, потому как на пару дней.
Конечно cудовладелец (либо фрахтователь с согласия судовладельца) имеет право нанимать частные охранные компании для обеспечения безопасности, эта возможность преусмотрена международными документами. Проблем, в принципе, серьезных нет, но есть нюанс, касающийся статуса этих людей на борту. Упрощенно говоря, так как они не являются профессинальными моряками и не включены в судовую роль (не имеют специальной подготовки, не имеют обязанностей на судне), то их статус (с точки зрения морского законодательства) - пассажиры, соотвественно надо учитывать, что судно, не имеющие документов на перевозку пассажиров (а это все грузовые или наливные суда), может принять на борт только до 12 человек при соблюдении требований международных конвенций в отношении их размещения (питания и т.п.), достаточности спасательного оборудования и еще много чего. Т.е. их нельзя разместитить на палубе "в палатках" и выйти в море, власти порта отхода, осуществляющие контроль со стороны государства порта, не дадут разрешение на выход.
Кроме того, острым является вопрос гражданства этих людей. Нанять на российкое судно российских сотрудников уполномоченного государством охранного предприятия - да, можно. А вот если это гражданин с паспортом другой страны, то возникает вопрос возможности его нахождения на территории России (на борту судна под флагом РФ), это раз, да еще и с оружием, это два. Т.е. это еще вопрос пограничного контроля в порту отдоха/прихода.
В общем и целом вот так.
alan_gutnov From: alan_gutnov Date: July 9th, 2008 11:01 pm (UTC) (Link)
Ада, рекомендую еще вот тут смотреть инфу, они отслеживают тему пиратства достаточно плотно http://www.odin.tc/GPublisher/default.asp

Там же есть отличная статья "Черные сутки в Аденском заливе". Дает хорошее представление о проблеме http://www.odin.tc/GPublisher/articles/817.asp,

Edited at 2008-07-09 11:07 pm (UTC)
web_mistress From: web_mistress Date: July 10th, 2008 05:39 am (UTC) (Link)
О, спасибо тебе большое, Алан! :) Супер! :)
prom1 From: prom1 Date: May 24th, 2010 11:51 pm (UTC) (Link)
В этой моей статье,есть немного и о пиратстве "Война в Сомали-история и современность" http://artofwar.ru/w/waleckij_o_w/text_0320.shtml
51 уже сказали / Скажите сами