?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О повторяемости зла - наткнулась где-то в ЖЖ - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
О повторяемости зла - наткнулась где-то в ЖЖ
"Людям свойственно видеть зло в той личине, в какой они встречались с ним раньше в собственной жизни или истории, для воробья это кошка, для кролика удав. Но ни жизнь, ни история, вопреки плоской мудрости Маркса, никогда не повторяются, хотя модели развития событий бывают сходными. Можно найти черты сходства, скажем, между принципатом Августа и Петровской монархией в России, но в целом это события очень разные. В России не будет фашизма потому, что это историческая и отжившая модель управления. Именно эти аргументы я приводил друзьям в пору переизбрания Ельцина, пытаясь убедить их, что коммунизм, которым их стращают - пиаровская фикция. Жупел фашизма тоже весь в нафталине... "

Сам пост отдает кликушеством, но вот этот абзац показался мне интересным. Хотя и спорным. В чем спорным - пока не могу сформулировать. Думаю вот над ним. Даже не применительно к фашизму в России, а к аргументу как таковому - повторяется ли история (и жизнь :))? В последнем Foreign Affairs, скажем, сравнивают падение Британской империи после Англо-бурской войны и Америку с ее войной в Ираке. Но тоже не то чтоб очень убедительно.

Tags: ,

35 уже сказали / Скажите сами
Comments
shushick From: shushick Date: May 21st, 2008 08:08 pm (UTC) (Link)
>>повторяется ли история (и жизнь :))

Конечно, совершенно идентичных историй не бывает. Некоторые события могут быть похожи в некотором приближении, но всегда "есть нюанс"(с):)). И чем точнее прорисовка, тем нюансов будет больше. Но слишком большая детализация иногда просто не требуется, потому что вклад этих деталей в общую картину незначителен.
Как-то так, мне кажется.
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2008 05:56 am (UTC) (Link)
То есть, повторяется? :)
enola_hey From: enola_hey Date: May 21st, 2008 08:20 pm (UTC) (Link)
Ну, ммм...
Ежели, скажем, понимать зло как черную кошку с желтыми глазами, то, конечно, шансы малы.
А ежели как то, что тебя определенным(но не строго) образом жрет какая-то зараза, то история, конечно, вполне повторяется :)
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2008 06:08 am (UTC) (Link)
Ну вот да, я тоже в таком направлении мыслю. :))
dmitriy_sun From: dmitriy_sun Date: May 21st, 2008 08:34 pm (UTC) (Link)
Спорным скорее в том, что параллели теплого и мягкого очевидны, а разница незаметна :-))) Дешевый и хороший прием :-)
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2008 05:57 am (UTC) (Link)
Да, пожалуй. :))
From: ex_ancorv Date: May 21st, 2008 09:24 pm (UTC) (Link)
все люди мыслят стереотипами. а в те редкие моменты, когда они выходят за рамки стереотипов - создают новые стереотипы :)
таким образом мир состоит из большого (но конечного) числа повторяющихся сущностей )
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2008 05:59 am (UTC) (Link)
> все люди мыслят стереотипами. а в те редкие моменты, когда они выходят за рамки стереотипов - создают новые стереотипы :)

Так ли это? :)) Слишком широкое, на мой взгляд, обобщение, не вытекает автоматически из общих для всех людей характеристик человеческого организма. :) Я даже в обобщении "все люди болеют гриппом" усомнюсь. :)))
_minos_ From: _minos_ Date: May 21st, 2008 10:17 pm (UTC) (Link)
По крайней мере в китайстике теории макроистории имеют место быть.
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2008 06:04 am (UTC) (Link)
Ну вот да. Да, фашизм - отжившая модель управления, коммунизм - тоже. Но этнонационализм, свое превосходство и ущербность других этнических групп, равенство граждан, общинность, национализация, отсутствие частной собственности, плановая экономика - вполне действующие идеи и теории. И получи мы такой набор под другим идеологическим соусом или названием - разница будет только в соусе или названии, а не в факте. Геноцид в Руанде не перестает быть геноцидом от того, что там не евреев резали и не под массовой идеологической обработкой, а на бытовом уровне.
From: kenes Date: May 22nd, 2008 06:24 am (UTC) (Link)
Очень часто кто-то проанализировав события из истории, пытается предсказать исход аналогичных событий происходящих сейчас. Если этот кто-то угадывает, то он говорит: "Ага! Я же говорил, что история повторяется!" А иногда можно жестоко ошибиться, и тогда "Ага!" говорят его противники. От сюда вывод - иногда история повторяется, но очень трудно предсказать повториться ли история в данном конкретном случае. :)
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2008 06:53 am (UTC) (Link)
:)) Согласна. :)
nama From: nama Date: May 22nd, 2008 10:50 am (UTC) (Link)
"Но ни жизнь, ни история, вопреки плоской мудрости Маркса, никогда не повторяются" - натужно вспоминала плоские банальности г-на Маркса, но так ничего толком и не вспомнила :)).
Правда,у меня существует на этот счет убеждение, что история повторяется, но только по спирали - каждый виток аналогичен предшествующему, но он, тем не менее, находится на ином уровне, поэтому не может быть абсолютно тождественен с предыдущим. Мне казалось, что это очень известное и распространенное утверждение, разве нет?
Таким же образом можно говорить и о том, что все люди совершенно одинаковы, как представители биологического, скажем, вида, все в своей жизни проходят определенные этапы развития:зачатие, рождение,существование и смерть. Все люди испытывают практически одни и те же чувства и эмоции, но, несмотря на это разнообразие и индивидуальность и неповторимость каждой человеческой личности и ее судьбы уникальна и никогда в точности не повторяет другую :))
Мне кажется, что проведение исторических сравнений и параллелей никому и никогда не помешает - это хороший аналитический опыт, но использовать их, как прямую кальку - по меньшей мере наивно :)))
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2008 02:48 pm (UTC) (Link)
Наверное. Но по-моему, для того, чтобы делать выводы, не так важно, что человеку двадцать пять лет или двадцать восемь - лечить от гриппа его будут все теми же самыми лекарствами. :)
smiguy From: smiguy Date: May 22nd, 2008 02:43 pm (UTC) (Link)
Приветик!
Как я понял, в Foreign Affairs они как раз говорили о том, как нельзя применять аналогию с падением Британской Империи к сегодняшним позициям США в мировой политике. Там несколько параграфов шло о том, как Боэрская война в Африке может быть похожа на войну в Ираке, но на самом деле не похожа.))))
К стати, Саяпин ушел из нашей конторы... Такого человека загубили, демоны.(((((
web_mistress From: web_mistress Date: May 22nd, 2008 02:47 pm (UTC) (Link)
Он там очень странно так говорил, подробно разбирал, что тут похоже, тут непохоже, тут рыбу заворачивали... :)

Саяпин вообще ушел? Я думала, он только учиться поехал, вернется...
msado From: msado Date: May 25th, 2008 08:29 am (UTC) (Link)
эээээ
ты это кудайто?
web_mistress From: web_mistress Date: May 25th, 2008 01:01 pm (UTC) (Link)
Ну как-то ты не отвечаешь мне обычно на комментарии, из чего я сделала вывод, что, видимо, интереса нет, но расфрендить меня тебе неловко. :) Решила облегчить тебе этот шаг. :)

Edited at 2008-05-25 01:01 pm (UTC)
35 уже сказали / Скажите сами