?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
К вопросу о счастье, свободе выбора и новых горизонтах - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
К вопросу о счастье, свободе выбора и новых горизонтах
А вам близка позиция шиншиллы? Почему? :)

Сказка. Почти притча.

В одном зоомагазине стояли рядом три клетки. В одной сидела канарейка и целыми днями распевала звонкие песенки о вольных просторах и свободном полете. Правда, она не представляла, что такое полет, и на вольном просторе никогда не была, но других песен просто не знала.

В другой клетке сидела старая крыса, непонятно зачем туда посаженная. Крыса не умела петь, но она прекрасно знала, что такое свобода, и каждую ночь подгрызала угол клетки, в надежде однажды выбраться оттуда.

Между крысой и канарейкой жила шиншилла. Спала на опилках, крутилась в колесе, чтобы поддержать фигуру, грызла семечки, от которых эта фигура необратимо портилась - словом, вела обычную шиншиллью жизнь, а больше она ничего и не умела.

Однажды, когда канарейка спела одну особо проникновенную песню об утраченной свободе, так что даже сама растрогалась, шиншилла её спросила:

-А что это такое, твоя свобода?

-Это сложно объяснить,- уклончиво ответила канарейка.- Словами не передашь, тут нужны чувства. Я могу спеть.

И она стала петь песню за песней - эти песни зажигали сердца, но не давали шиншилле ни малейшего представления о предмете.

-Лучше меня спроси,- проскрипела крыса.- Уж я-то знаю, что такое свобода.

-И что же это?- спросила шиншилла.

-А вот что!- крыса извернулась, протиснулась сквозь дырку и вылезла из клетки.- Теперь я вольное животное, и никакая решетка меня больше не держит. Могу идти куда хочу и делать, что вздумается.

-Ой, правда? Как интересно!-воскликнула шиншилла.

-Да,- кивнула крыса.- Конечно, следует помнить о мышеловках, которые расставлены в укромных местах, о крысиной отраве и уборщице с веником. Но что такое эти мелочи в сравнении с волей! Здесь и собачий корм, и конопля для птиц, и удобные опилки...
Шиншилла задумчиво нахмурилась.

-Значит, воля - это зоомагазин?

-Нет, конечно!- засмеялась крыса.- Зоомагазин - это всего лишь одно из помещений в большом доме. Тоже своего рода каменная клетка. Из неё я могу выйти в сам дом. А там уж мне раздолье! И помойные ведра, и мусоропровод с питательными огрызками, и электропроводка. А сколько места для гнезда! Ну, правда, в доме тоже полно мышеловок, и еще приходится прятаться каждый раз, когда по лестнице ведут терьера с пятого этажа. Он, конечно, дрессированый и всё такое, но осторожность не помешает.

-Значит, свобода - это дом?

-Да нет же! Дом - это всего лишь одна каменная коробка в целом районе. А снаружи - там чего только нет! И мусорные бачки, и канализация, и недоеденные чипсы прямо на улице... Хотя там, конечно, можно попасть под машину, или нарваться на кота, или порсто кто-нибудь пришибет камнем. Чем больше свободы, тем больше сложностей.

-А улица...

-Это часть города. Город огромен, и в нем так много интересного!

-Но и опасностей больше?

-Разумеется. В природе всё уравновешено. Чем больше клетка, тем больше свобод, но и ограничений тоже. Хочешь, я тебя тоже выпущу, пойдешь, посмотришь сама, что к чему?

-Нет, спасибо,- ответила шиншилла и на всякий случай подперла дверцу клетки поилкой.- Кажется, меня вполне устраивает тот уровень свободы, что я имею.

Взята у bormora.
61 уже сказали / Скажите сами
Comments
olkab From: olkab Date: November 26th, 2007 12:21 pm (UTC) (Link)
Каждый из нас по-своему лошадь шиншилла.
Но я с ней согласна в одном - не давать расширять мою свободу каким-то посторонним крысам. Предпочитаю сама.
web_mistress From: web_mistress Date: November 26th, 2007 12:31 pm (UTC) (Link)
> Каждый из нас по-своему шиншилла.

:)) Согласна.
enola_hey From: enola_hey Date: November 26th, 2007 12:23 pm (UTC) (Link)
Имхо, либо есть ген открывателя, либо нет.
Кому-то кайф в движении, кому-то хорошо так, как он уже живет.

Не говоря уж о том, что крыса точно знала, куда стремится и ей туда было нужно, а ш-ла знала только со слов крысы.
web_mistress From: web_mistress Date: November 26th, 2007 12:32 pm (UTC) (Link)
А фиг знает. :) Это я все к тому разговору, про африканцев и голливудские особняки. :)
enola_hey From: enola_hey Date: November 26th, 2007 12:27 pm (UTC) (Link)
А, да, и еще надо бы попросить крысу свернуть шею канарейке. Штоп не пела о том, чего не знает :)
web_mistress From: web_mistress Date: November 26th, 2007 12:30 pm (UTC) (Link)
:)) А почему? :) Это же чистое трикстерство, нет? :))
balbesko From: balbesko Date: November 26th, 2007 12:32 pm (UTC) (Link)
а вы знаете, что у крыс любопытство сильнее чем инстинкт самосохранения?
web_mistress From: web_mistress Date: November 26th, 2007 12:36 pm (UTC) (Link)
Нет. :)) Похоже, я в прошлой жизни была крысой. :))))
smezhinka From: smezhinka Date: November 26th, 2007 12:53 pm (UTC) (Link)
Свобода – это некоторая абстракция, которая приобретает смысл только в конкретном контексте. Свобода не бывает вообще, она бывает для чего-то. Мне нужно больше свободы, что бы сделать то-то и то-то, и достаточно, чтобы сделать то-то и то-то. В этом смысле мне одинаково близки и крыса, и шиншилла. (Кстати, крыса в притче мало отличается от канарейки, поскольку ничего о собственно свободе не говорит).

Притча, таким образом не о свободе, а о выборе: любой выбор мы делаем ради выгод, которые он несет, но вынуждены принимать и потери (ограничения), которые содержатся в той же упаковке. Таким образом свобода – это свобода выбирать выгоды и потери. И в этом смысле выбор крысы от выбора шиншиллы не отличается.
web_mistress From: web_mistress Date: November 26th, 2007 12:57 pm (UTC) (Link)
И что тебе ближе - безопасность выбора шиншиллы или широкий опыт крысы? :)
(Deleted comment)
web_mistress From: web_mistress Date: November 26th, 2007 07:22 pm (UTC) (Link)
Ну... она сделала - она выбрала спокойствие и безопасность, текущую удовлетворенность вместо призрачной БОЛЬШОЙ удовлетворенности. :)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
tpars From: tpars Date: January 1st, 2008 12:54 pm (UTC) (Link)
лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть

А можно озвучить критерии, по которым первое оказывается лучше второго?
(Deleted comment)
pony_m From: pony_m Date: November 26th, 2007 08:17 pm (UTC) (Link)
В этой ситуации, возможно шиншилла просто здраво оценила силы - уровень свободы крысы ей недоступен - зубы не те, здоровье подточено потреблением семечек (ну, к примеру). Потому и пытается радоваться тому, что есть.

Но свобода не равна счастью. Две переменные в разных вариантах.
Несвободен, но счастлив. Несчастлив, но свободен. И несвободен и несчастлив.

Не знаю. Надо еще подумать.
web_mistress From: web_mistress Date: November 26th, 2007 08:22 pm (UTC) (Link)
> Но свобода не равна счастью. Две
переменные в разных вариантах.
Несвободен, но счастлив. Несчастлив, но
свободен. И несвободен и несчастлив.

Это очень близкая мне позиция. :) Причем счастье мне все чаще и чаще кажется самой по себе переменной, своей собственной. :) Счастье не равно высокой духовности, социальной реализации, мастерству, опыту, широкому кругозору, и уж тем более многим знаниям. Во всех вариантах можно иметь это и не быть счастливым. :) И счастье для меня очень самодостаточная категория. И это все, разумеется, ИМХО. :)
sin_paciencia From: sin_paciencia Date: November 26th, 2007 09:39 pm (UTC) (Link)
Не, нормальная шиншилла. Пока меня всё устраивает на этом уровне я буду жить здесь ;) как только надоест - осваивать новые просторы. Что гооврил Бердяев? Свобода - внутри самого человека. И да будет так ;)
web_mistress From: web_mistress Date: November 27th, 2007 06:34 am (UTC) (Link)
Да, согласна. :)
kiniv From: kiniv Date: November 26th, 2007 10:34 pm (UTC) (Link)
Позиция шиншиллы мне видится таковой. Я не пойду на улицу, там можно простудиться, там может сбить машина. Я не буду смотреть новости, потому что там могут сказать что-то плохое, я не буду читать эту книжку, потому что... и т.д. Мне она не близка. Совсем.
Со свободой тут нет ничего общего. Ей предложили выбор, она сама выбрала что хочет. Значит она свободна.
web_mistress From: web_mistress Date: November 27th, 2007 06:32 am (UTC) (Link)
:)) А мне - другой. Я вполне удовлетворена тем, что я имею, поэтому я не буду слушать призывающих меня увеличить мои потребности и иметь еще это, и это, и вот еще то розовенькое с пупырышками, в том числе и потому, что я понимаю - за новые приобретения мне придется дополнительно платить. А повлияют ли они на мой уровень счастья и качество жизни - еще вопрос. :))
pony_m From: pony_m Date: November 27th, 2007 06:37 am (UTC) (Link)
Вот, не так это вижу.
Представления Шиншиллы о "простудиться" и "сбить машиной" навязаны Крысой. Шиншилла не может адкватно воспринять значение этих слов. На ее "выбор", мягко говоря, повлияли.
Так же, как и на ее изначальный "выбор" жить в клетке и кушать именно семечки - хотя она вправе сколько угодно обольщаться, но это практически свобода в рамках "это или ничего".
Повторюсь, она может быть счастлива. Она сама выбрала - ощущать это положение и ситуацию как счастье (так же как Канарейка при прочих равных выбрала ощущение несчастья для себя). Но о какой свободе выбора идет речь? Только о свободе выбора ощущений.
pony_m From: pony_m Date: November 27th, 2007 07:35 am (UTC) (Link)
> Ей предложили выбор, она сама выбрала что хочет. Значит она свободна.
- если говорить о выборе "действовать/не действовать", то, да, тут выбор есть.
Выбор в сторону изменения ситуации, расширения рамок чаще всего предполагает ряд действий, ряд рисков. Тогда ленивая/пугливая/осторожная Шиншилла выбрала путь наименьшего сопротивления, соглашусь.
Просто мы смотрели на ситуацию немного не в этом разрезе просто, как мне показалось.
nama From: nama Date: November 27th, 2007 02:35 pm (UTC) (Link)

:)))

Чудесная история и комментарии тоже чудесные! :)
Ну что тут скажешь? Истина, видимо, как всегда, в золотой середине :)И в потребности существа в своей доле свободы. А каждый, действительно, свободен в своем выборе. Что же касается шиншиллы, то есть еще один нюанс: если бы она, по совету бывалой крысы, выбралась бы из своей клеточки, то жизнь бы ее могла закончиться почти сразу же. Шиншилла не адаптирована к крысиной жизни и свобода по-крысиному могла для нее обернуться гибелью.То, чего может крыса, шиншилла не может. Ну так и зачем ей эта "свобода", если она ее даже не сможет ощутить и прочувствовать?:))) Я полагаю, что шиншилла достаточно разумна в даной ситуации :)
Что касается ограничений, то я бы назвала их платой. Абсолютная свобода имеет свою оплату, равно как и любое другое состояние, в том числе и состояние уютной клетки, кстати :)
Да, и еще согласна с тем, что свобода бывает "для чего-то" и от чего-то" :))).
web_mistress From: web_mistress Date: November 27th, 2007 06:20 pm (UTC) (Link)

Re: :)))

Ну вот да. :)
lotus_li From: lotus_li Date: December 3rd, 2007 09:32 pm (UTC) (Link)
Хм...
А я вот не могу свободу связать с чем-то. Слишком автономное для меня это понятие. Самодостаточное.
Без платы. Без борьбы. Без призов.
Она просто есть. Как воздух.
Или ее нет.
Это к разговору о том, что "свобода бывает "для чего-то" и от чего-то".
web_mistress From: web_mistress Date: December 4th, 2007 07:33 am (UTC) (Link)
Ну... Я могу понять такое ощущение, но мне оно кажется вещью в себе. :) Ну, как, скажем, ум для giant ant-eater, о котором я не так давно писала. Хорошая сама по себе вещь - ум, но ему конкретно ни к чему. А если без практического приложения - то зачем? :)
61 уже сказали / Скажите сами