?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Монголия - 1 - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Монголия - 1


Монголия меня заинтересовала пару лет назад просто потому, что страна большая, территориально близкая, а никто о ней ничего не знает, не пишет и вообще не замечает. Постепенно выяснилось, что помимо тугриков, пустыни Гоби и лошадей Пржевальского, в Монголии есть буддизм, войлок, шаманы и кашемир. Выбора не было - пришлось ехать.

Можно ехать в Монголию и самим на своей машине (если машина – джип), но это вариант для экстремалов. И дело не в том, что в Монголии нет понятных указателей, там и дорог-то, строго говоря, нет. В некоторых местах даже грунтовых – просто колеи по степи и совершенно "лысым" горам. GPS не помогает никак, да и спросить-то направление не у кого - можно ехать часами, не встретив ни одного человека и ни одной машины. А порой и ни одной заправки целыми днями. Это все знать надо.


Минут 10 эту отару гнали впереди нас. Больше.

Помимо джипа с местным водителем в Монголии хорошо бы иметь гида-переводчика. Наш водитель, Урта, как неожиданно выяснилось, неплохо говорил по-русски, так как в шестом классе год проучился в Кургане, где его отец преподавал в ПТУ. Но это скорее исключение, чем правило, а самим договариваться с кочевниками о съемках и с обслуживающим персоналом туристических лагерей о том, какую еду готовить и во сколько утром разжигать печь в юрте, по-русски вряд ли получится. Причем, по-английски получится еще хуже, чем по-русски, поэтому человек, знающий страну и язык – дополнение к джипу с водителем, необходимое для комфорта и душевного спокойствия.


Больше

Что удивительно, в Монголии в туристический сезон работой гида не гнушаются ни студенты, ни профессора. Сухэ – заведующий кафедрой сравнительного языкознания университета Улан-Батора - в свое время читал лекции не только в Уральском государственном университете, но и в Филадельфии, Сорбонне, Южной Корее и, почему-то, в Гвинее-Биссау. По-русски он говорил настолько чисто, что за монгола его принять было даже сложно.

Население Монголии - два миллиона человек, половина из них живут в Улан-Баторе. Это в стране, занимающей по площади 19 место в мире. Поэтому и можно там ехать долго-долго и наслаждаться девственной природой. Пейзажи – дух захватывает. Причем (фотографы меня поймут) пейзажи не испорчены не только домами, полями или дорогами, но и такими противными следами человеческой жизнедеятельности, как линии электропередач.


Терелж. Больше.


В этом, конечно, есть и очевидный минус – проблемы с электричеством и необходимость отапливать юрты дровами, но пока там не живешь, эти проблемы воспринимаются как оригинальный довесок к путешествию. Впрочем, если останавливаться в туристических лагерях, то можно совместить полезное с приятным – жизнь в отапливаемой дровами юрте с возможностью нормально принять душ в главном корпусе.

В первую ночь в юрте, проснувшись от холода и не будучи в состоянии высунуть нос из-под одеяла, я со всей очевидностью поняла, что вовсе не сумка биркин, не BMW Х5 и даже (о ужас!) не "Кафе Пушкин" являются лучшим изобретением человечества. А вот эта вот черная печка, которую утром ловко растапливает молоденькая монгольская девушка в стеганом халате-дели. Кстати сказать, когда печка натоплена, в юрте чересчур жарко и сухо, необходимость увлажняющих масок проявилась очень явно, как только я, вернувшись в Улан-Батор, наконец посмотрела на себя в зеркало.


Туристический лагерь. Больше.

Еще один оригинальный довесок к путешествию выяснился через несколько часов после отъезда из Улан-Батора. Повосхищавшись монгольскими просторами и почти полным отсутствием растительности, я вдруг осознала, что растительности-то действительно нет. То есть, голая степь. Ровная. Никаких кустиков. Никаких горок. Никаких оврагов. Никаких заправок BP. Мало того, и не предвидится. Для женщины, путешествующей на джипе с мужчинами, скромность в таком случае оказывается непозволительной роскошью, и приходится гордо следовать примеру брюссельской девочки. С другой стороны, кочевников-то этим не удивишь, они привыкли, дело житейское.

Визит к кочевникам меня поразил. Конструкция юрты позволяет собрать и разобрать ее за полчаса, помещается все в "Газель", включая традиционно раскрашенную мебель. Кочуют обычно одна или две семьи со стадом – лошадей, яков, верблюдов или овец – у кого что. Мы останавливались у семьи, разводящей лошадей. Вскоре после нашего приезда мужчины пригнали лошадей с пастбища на дойку. Оказывается, в отличие от коровы, кобыла не будет доиться, если не подвести к ней жеребенка, поэтому нужны двое - мужчина держит жеребенка, женщина доит.


Больше.

Жеребят привязывают отдельно, рядом с юртой, чтобы кобылы далеко не уходили и чтобы на пастбище в течение дня жеребята не пили кобылье молоко – а то доить нечего будет. За одну дойку семь кобыл дают ведро молока.


Больше.

Кобылье молоко понравилось. Кумыс понравился еще больше. Правда, после Индии я боюсь незнакомой пищи (вернее, незнакомых микробов) и сильно напряглась, когда оказалось, что кумыс делают, многократно мешая кобылье молоко специальной палкой, вида не слишком гигиеничного. Хотя в целом, Монголия при всей общей удаленности от цивилизации не кажется настолько чужой, как Индия или тот же Китай. Примерно, как наша Сибирь или Бурятия. Через пару дней в степи я расслабилась и даже перестала по двадцать раз на дню протирать руки антибактериальными салфетками. Безо всяких эксцессов.

Вкус кумыса зависит не только от рецепта, но и от пастбища, на котором пасутся кобылы, и от времени года – поскольку от травы, съедаемой лошадьми, сильно меняется вкус молока.

Питание монголов – мясо, молоко, хлеб в разнообразных сочетаниях. Девиз монгольского ресторана Modern Nomads – "Мясо для людей, трава для животных" – вполне поддерживается самими монголами. Во всяком случае, и Урта, и даже Сухэ овощи-фрукты оставляли нетронутыми на тарелке. Традиционные блюда - буузы (похожи на манты, из рубленного мяса), и хуушуур – чебуреки, и наваристый мясной суп с лапшой, и много вкусных кисло-молочных продуктов, названия которым я дать затрудняюсь. Особенно понравилось каким-то образом высушенное на солнце молоко (безо всяких добавок) – по виду как печенье. Его едят с подслащенным топленым маслом и снятыми молочными пенками, на удивление вкусными и на привычные молочные пенки совсем не похожими. Такая диета, хоть и бедна витаминами, зато богата кальцием, от чего зубы у монголов – загляденье. :)

Встречаются и блюда, которые русскому человеку пробовать неловко. Двойные гласные в монгольских словах обычно показывают, где в слове падает ударение, они не тянутся, как можно было бы предположить, то есть бууз произносится как "буз". Я была бы не я, если бы ЭТО не сфотографировала.


Да, вам не показалось, там именно это и написано. С ударением на последний слог.

Tags:

55 уже сказали / Скажите сами
Comments
From: no_standing Date: September 25th, 2007 08:36 am (UTC) (Link)
потрясающе!))) а с лошадьми, с лошадьми-то как? каталась? много?
всё)в конце будущего лета еду)))!
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 08:40 am (UTC) (Link)
И на лошадях, и на верблюдах. :) Не очень много, один день, но, экхм, следующие два дня это очень и очень чувствовалось. :))
lina_des From: lina_des Date: September 25th, 2007 08:43 am (UTC) (Link)
Обалдеть! А фоток еще, фоток?!
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 08:46 am (UTC) (Link)
Ага, буду постепенно выкладывать. :)
geny_z From: geny_z Date: September 25th, 2007 08:43 am (UTC) (Link)
Ochen' interesno napisano!!! Vdejstvitel'nosti naverno eshhe interesnej, no ja by pobojalas' by takoj romantiki. A vdrug zabludish'sja? Neuzheli provodniki tak horosho znajut pustynju? Tam zhe net orientirov (mne tak kazhetsja). I eshhe mne kazhetsja, chto avtor oche' smelyj chelovek!
Za rasskaz SPASIBO! I skromnen'ko tak sproshu: a cto na samom dele oznachaet predposlednee slovo s udareniem na poslednij slog?
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 08:48 am (UTC) (Link)
Спасибо большое. :) Проводника действительно надо выбирать такого, чтобы знал маршрут, самому заблудиться - элементарно, так как ориентиров, как вы совершенно правильно сказали, нет никаких, одна гора слабо отличается от другой горы. :)

А что это слово означает - я не знаю. :)) Это уже в Улан-Баторе было, без гида, и не у кого спросить было. :))
shushick From: shushick Date: September 25th, 2007 08:45 am (UTC) (Link)
А какой был маршрут?

Традиционные блюда - буузы (похожи на манты, из рубленного мяса)
Это то же самое, что бурятские "позы"?
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 08:50 am (UTC) (Link)
Основные точки - Улан-Батор - Каракорум - Национальный парк Хустай (где лошади Пржевальского)- Терелж - Улан-Батор - Пекин. :) Центральная Монголия, в общем.
radist_chingiz From: radist_chingiz Date: September 25th, 2007 08:59 am (UTC) (Link)
Про дороги - да, помню - сколько шоферов, столько и дорог... Однажды в Китай заехали ночью, заблудились...
А фирма, с которой Вы ездили, московская? Или Барнаул?
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 10:15 am (UTC) (Link)
Все по отдельности получилось, визы делала московская фирма, билеты по интернету заказывались, а в Монголии - местная, Жулчин чего-то там. :)

Про дороги - ага, хорошо сказано. :)
next_tomahawk From: next_tomahawk Date: September 25th, 2007 09:23 am (UTC) (Link)
хочу тоже туда и буузов
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 10:11 am (UTC) (Link)
Ну так в чем проблема. :))
busconductor From: busconductor Date: September 25th, 2007 09:27 am (UTC) (Link)
обалденно! Жду ещё фоток и текстов. Ты такая умничка. :)
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 10:00 am (UTC) (Link)
Спасибо большое. :))) Будут обязательно. :)
jengibre From: jengibre Date: September 25th, 2007 10:23 am (UTC) (Link)
Красота потрясающая и очень интересно!
Ждем продолжения :)
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 12:43 pm (UTC) (Link)
Спасибо :) Завтра выложу продолжение. :)
emily_entropy From: emily_entropy Date: September 25th, 2007 11:38 am (UTC) (Link)
Очень интересно! Жду продолжения.(Особенно про шаманов. ;-))
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 12:45 pm (UTC) (Link)
Кстати, я была там на совместной выставке Иркутского и Монгольского музеев про быт шаманов, сфотографировала часть комментариев на стенках, могу прислать мылом, если интересно.:)
pony_m From: pony_m Date: September 25th, 2007 12:04 pm (UTC) (Link)
*мечтательно*
... хех... хочу!
Жду с нетерпением продолжения истории.
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 12:42 pm (UTC) (Link)
Завтра будет! :))
sherlock7 From: sherlock7 Date: September 25th, 2007 12:33 pm (UTC) (Link)
и приходится гордо следовать примеру брюссельской девочки.

S- Это ещё что за персонаж?
Остальное не комментирую - в моё сознание оно просто не укладывается.
Мы познакомились на Индии - так там хоть цивилизация есть...
enola_hey From: enola_hey Date: September 25th, 2007 12:56 pm (UTC) (Link)
Очень люблю твои рассказы и фотографии :))
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 04:55 pm (UTC) (Link)
Я очень рада. :))
dee_elkay From: dee_elkay Date: September 25th, 2007 02:59 pm (UTC) (Link)
Захватывает дух.
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 04:53 pm (UTC) (Link)
Ага! А представь, когда такое со всех четырех сторон и так в течение нескольких дней! :)
olkab From: olkab Date: September 25th, 2007 03:25 pm (UTC) (Link)
Здорово. Очень интересно.
web_mistress From: web_mistress Date: September 25th, 2007 04:45 pm (UTC) (Link)
Спасибо, Оль. :)
sin_paciencia From: sin_paciencia Date: September 25th, 2007 08:23 pm (UTC) (Link)
в детстве смотрела книгу про Монголию, красочную, фотоальбом. Побывать пока не тянет. Так вот ты где пропадала :)
Красивые фотки, как в фотоальбоме, а вот текст - гораздо..гммм...увлекательней.
судя по цифре 1 будет продолжение? :)
web_mistress From: web_mistress Date: September 26th, 2007 03:27 am (UTC) (Link)
Спасибо. :)) Буду еще писать продолжение, я там слишком долго была, чтобы одним постом ограничиться! :)))
From: avose Date: September 26th, 2007 08:48 pm (UTC) (Link)
вы просто герой какой-то!
web_mistress From: web_mistress Date: September 27th, 2007 09:46 am (UTC) (Link)
Спасибо большое :)) Но вроде ничего героического-то, там нет хищных зверей и обстановка очень спокойная. :) Только немножко нецивилизованная. :)
sl_lopatnikov From: sl_lopatnikov Date: September 30th, 2007 11:39 am (UTC) (Link)
Сайн байн уу!
Хуушууур - по-монгольски - это вкусные такие пирожки с мясом обжареные на масле, или чебуреки, если угодно.

Монголия - замечательная по-своему страна. Очень рекомендую, если поедете еще раз, съездить в Долондщадгад - это в пустыне Гоби - 300 км севернее границы с Китаем. Там последние отроги Алтая - красота фантастическая.

А вообще Россия почти потеряла Монголию - и это в высшей степени глупо. Она очень дружественная была России - причем речь не о власти, а о людях. По-русски еще лет 20-т назад говорили абсолютно все, почти без акцента. Про интеллигенцию и речи нет.

Если вас заинтересовало "это слово", то не исуккючено, что оно вообще в русский пришло из монгольского, так как "хун" - это человек, а, соответственно "..." - просто типа "кто?", например.

Что интереано, глубинака монгольская замечательно показывает, как люди жили и тысячу оет назад... Вообще - неплохо. Если кто людит свободу - то вот она. Больше не бывает. Степь, юрта, небо .. и свобода.
web_mistress From: web_mistress Date: September 30th, 2007 12:09 pm (UTC) (Link)
Да, я согласна с вами и про дружественность и про свободу. :)
o51 From: o51 Date: January 13th, 2010 09:40 pm (UTC) (Link)
"Еще один оригинальный довесок к путешествию выяснился через несколько часов"

В монголии жили с 1979 по 81 год. Первое воспоминание - как на площади перед ИХ ДЭЛГУУРОМ (главный магазин станы) идущая впереди монголка, одетая в длинный дэли (халат) присела на мостовой, а когда встала и пошла дальше, то на месте посиделок отсалась лужица. Вот тогда я понял, что в каждой стране национальные костюмы, пища, гигиена оправданы с историко-климатической точки зрения и нужно в путешествии пытаться ломать свои стереотипы и учить устав нового монастыря. :)

А сдвоенные буквы обозначают ударение, так кажется монголы объясняли. По-моему, тоже удобно.
web_mistress From: web_mistress Date: January 15th, 2010 10:20 pm (UTC) (Link)
Ага, я в последнем абзаце как раз про ударение написала. ;)
55 уже сказали / Скажите сами