?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Фоторепортажи из зон конфликтов и бедствий - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Фоторепортажи из зон конфликтов и бедствий
Есть такое понятие в праве вооруженных конфликтов, как защита от любопытства толпы. Оговорено это в третьей и четвертой Женевских конвенциях и относится, соответственно, к военнопленным, покровительствуемым лицам (то есть, больным, раненым и гражданскому населению в вооруженных конфликтах и на оккупированных территориях), а также к телам умерших или убитых. Наиболее непосредственно сейчас это касается журналистов и затрагивает вопрос журналистской этики - не оскорблять честь и достоинство людей, показывая их в унизительных, оскорбительных или крайне неприятных для них ситуациях. По-моему, это положения Женевских конвенций, нарушение которых практически не фиксируется и не пресекается, и если даже и говорят о журналистской этике, забывают, что вопрос-то уже правовой.

Впрочем, если газеты, журналы, телевидение могут забывать (или не знать) о том, что тела убитых и раненых запрещено показывать так, чтоб их можно было опознать, на нашем сайте мы, конечно, не можем себе такого позволить. Как и показывать слишком жестокие фотографии - тоже. И когда во время войны в Ираке прислали CD с 1500 фотографиями, сделанными на улицах Багдада, я их редактировала и отбирала двенадцать снимков для фотогалереи с учетом этих требований. Но просматривала-то все фотографии, не прошедшие еще цензуру, размером на весь мой немаленький монитор, что было ужасно. Потом две недели буквально болела от полученных впечатлений.

Вообще, вопрос об ограничении показа ужасов войны и бедствий в информационную эпоху, конечно, спорный. Если конфликт не освещается в СМИ, меньше вероятности его разрешения. Если не показывать страдания и ужасы войны, то невозможно вызвать сострадание, а без этого не будет ни пожертвований, ни помощи, ни общественного мнения. С другой стороны, помимо нежелания большинства людей появляться на фотографиях в не самом эстетичном виде, есть такое понятие как compassion fatigue - "усталость от сострадания", когда и глаз замыливается, и души черствеют.

Сейчас работаю над мануалом Taking pictures for the web для сотрудников в регионах, и просматриваю разные профессиональные фоторепортажи из зон конфликтов и катастроф - для иллюстраций. Наткнулась на фотографию из Судана, от которой меня просто вывернуло наизнанку. Там нет открытых ран, трупов и крови, но впечатлительным все же смотреть не стоит. Богатый суданец уносит (ворует) маис, за которым голодный ребенок стоял в очереди часами.

Tags: ,

53 уже сказали / Скажите сами
Comments
oberholzer From: oberholzer Date: December 20th, 2006 10:02 am (UTC) (Link)
Сильная фотка!!!
web_mistress From: web_mistress Date: December 20th, 2006 11:08 am (UTC) (Link)
И не говори. :(
dejavu_smile From: dejavu_smile Date: December 20th, 2006 10:19 am (UTC) (Link)
привет!
я тоже, Ада, над этим думала. Тут две пробелмы, ты верно заметила "защита от любопытства толпы" и "защита толпы от ужасов". По поводу первого мое мнение, что обязательно должно быть уважение к пострадавшим и погибшим, я согласна, что нельзя показывать так, чтобы можно было опознать. Меня в Японии поразило, когда было крушение поезда, что там сразу же установили огромные тенты и все тела переносили укрытые - это и нервы людям сберегло и такое уважение к страданиям других. Я тогда остро именно это почувствовала.

А второе. Мне знакомый говорил, что на немецком ТВ к примеру есть квота в новостях на показ негатива. Что-то около 20 %. Причем, о Германии это скажем 20%, а по другим странам побольше можно :)) Чтобы создавалась позитивная картинка :)
Не скажу, что это выход ( в плане объективности отражения мира и новостей). Но все же лучше, чем эта чернуха по нашему тв с утра до ночи. Я утром просто боюсь телек включать, Ад - там с утреца всегда криминальные сводки, аварии и катастрофы... Жить расхочется.

Спасибо, что интересную тему затронула.
Интересно, что другие твои читатели скажут. Посмотрим :)
web_mistress From: web_mistress Date: December 20th, 2006 11:29 am (UTC) (Link)
Да, насчет объективности отражения мира - тут тоже вопрос. :( Но я даже и не против, если мир будет отражаться субъективно. Я за то, чтоб страданий было как можно меньше. Ну, если я не узнаю о важных достижениях в доступе к образованию представителей племен в Калахари (если там есть какие-то племена, энивэй :)), я без этого переживу. Но вот если такая фотография приведет к тому, что в Судан привезут больше маиса и строже станут смотреть за его распределением, это будет хорошо.
dejavu_smile From: dejavu_smile Date: December 20th, 2006 12:18 pm (UTC) (Link)
да, все правильно.
Ты молодец, что такие вопросы поднимаешь. Для меня важно это было осознать. Сэнкью
ashel From: ashel Date: December 20th, 2006 10:35 am (UTC) (Link)
Видела WarPhotographer ?
web_mistress From: web_mistress Date: December 20th, 2006 11:13 am (UTC) (Link)
Cпасибо большое, не видела. Положила в Фэйворитс. :)
From: truerps Date: December 20th, 2006 10:36 am (UTC) (Link)
Да уж. Это даже круче фотографии, на которой гриф смотрит на такого же эфиопского ребёнка. :-(
web_mistress From: web_mistress Date: December 20th, 2006 11:08 am (UTC) (Link)
Ага. Какое-то от нее полное бессилие. :(
busconductor From: busconductor Date: December 20th, 2006 12:54 pm (UTC) (Link)
А я, наверное, не репортажный фотограф. Или вообще не настоящий фотограф. Потому что фотография ребёнка у меня вызывает не жалость и не сострадание, а негодование.

Потому что если фотография есть, значит кто-то её сделал. Кто-то стоял, увешанный своей репортёрской фототехникой, и фотографировал. Пока этот ребёнок полз по пыли за маисом. У меня первым желанием было бы не на затвор нажать, а устроить скандал, силой отнять у этого человека маис, и в этот момент не пришло бы в голову, наверное, фотографировать.

Может, это и нормально, и, может, план у фотографа был такой - сначала щёлкнуть, чтобы донести до окружающих ужас положения, а потом уже попробовать разрулить ситуацию.

Но вообще, как правило, думаю, система ценностей у репортажников деформируется.
busconductor From: busconductor Date: December 20th, 2006 01:01 pm (UTC) (Link)
Ну или восприятие действительности. Абстрагируются и выполняют функции беспристрастного передатчика информации. :)
web_mistress From: web_mistress Date: December 20th, 2006 01:52 pm (UTC) (Link)
Да, я с тобой совершенно согласна. Я бы тоже не смогла так. Может, и правда, у них возникает compassion fatigue и они за сюжетом не видят боли и горя. Может, защитные механизмы психики срабатывают. А с другой стороны, даже если они и циники, ради кадра готовые сами этот маис куда-нибудь переставить, то все равно же хорошо, что этот ужас увидят люди, принимающие решения, и что-нибудь сделают...
enola_hey From: enola_hey Date: December 20th, 2006 02:19 pm (UTC) (Link)
Угу, согласна.
Первое желание - набить морду немуну и фотографу.

Хотя, возможно, от этой фотографии будет больше толку, чем от одного избиения несуна. Но тем не менее первое побуждение - именно такое...
ornic From: ornic Date: December 20th, 2006 02:08 pm (UTC) (Link)
>>не оскорблять честь и достоинство людей, показывая их в унизительных, оскорбительных или крайне неприятных для них ситуациях

Первое что пришло в голову когда дочитал до этого места - фотографии с бала монстров. У меня, наверное, система ценностей искорежена, но я не вижу принципиальной разницы. Не надо идти на войну и убивать людей чтобы понять что у многих людей отсутствует понятие о пригодности их творений для просмотра. А уж если за эти творения отвалят денег и поднимется рейтинг...

В кризисной ситуации все, что есть и так, выпячивается с неимоверной силой. Но это самое "есть" присутствует у людей и в обычной жизни, иногда более заметно, иногда менее. С ужасом думаю что может при случае попереть из меня, о чем я сам не подозреваю.
web_mistress From: web_mistress Date: December 20th, 2006 02:12 pm (UTC) (Link)
Да, я о них тоже думала. :) Но ведь фотографии любительские и фотографии, которые покупают редакции - разные вещи, во втором случае решение принимают люди вполне образованные в плане, что пригодно, а что не пригодно для просмотра. Ну, или которые должны такими быть.
ornic From: ornic Date: December 20th, 2006 02:34 pm (UTC) (Link)
Ты удивительно хорошо думаешь о программных директорах информационных изданий. У меня не вызывает удивления то, что при каждом удобном случае на экранах появляются вещи аналогичные приведенной в примере фотографии. Это поднимает рейтинг еще больше чем сиськи звезд.

Гордон в своем хмуром утре, комментируя передачу "за стеклом" сказал, что ничто и никогда не побьет по рейтингу 24/7 трансляцию из общественного туалета. Я с ним согласен. Мы такие, какие мы есть, и нас кормят тем, что нам есть нравится.
busconductor From: busconductor Date: December 20th, 2006 02:13 pm (UTC) (Link)
Приходи на следующий бал. У тебя явно наличествует потенциал Хорошего Гламурного Фотографа. Не всё ж на одного Rps взваливать. :))
ornic From: ornic Date: December 20th, 2006 02:35 pm (UTC) (Link)
*распечатывает себе приглашение за подписью Реццы*

*поправляя бабочку* Как думаешь, пустят?
enola_hey From: enola_hey Date: December 20th, 2006 02:21 pm (UTC) (Link)
Угу :))
Лично я для себя выводы сделала и на след. бал камеру оставлю дома от греха :)))
enola_hey From: enola_hey Date: December 20th, 2006 02:16 pm (UTC) (Link)
Фотография меня просто убила
web_mistress From: web_mistress Date: December 20th, 2006 02:18 pm (UTC) (Link)
Ага. Такое чувство злости и бессилия она вызывает...
sentiment_ru From: sentiment_ru Date: December 20th, 2006 06:33 pm (UTC) (Link)
Мануал Taking pictures for the web - это открытый документ?
Если да, то выложи ссылку в своем ЖЖ, когда доделаешь, плиз.
web_mistress From: web_mistress Date: December 20th, 2006 06:47 pm (UTC) (Link)
Открытый, ага. Я как раз частично выкладываю наброски под тэгом "Академия фотографии", заодно тестирую, понятен ли текст. Потом могу скинуть целиком, если интересно будет.
oberholzer From: oberholzer Date: December 21st, 2006 04:55 am (UTC) (Link)
Не знаю видела ли ты это, но вот тебе ссылка на лучшие фото 2006 года по версии MSNBC. Там тоже есть сильные фотки!

http://dsfsdf.nnm.ru/luchshie_fotografii_2006_po_versii_msnbc
web_mistress From: web_mistress Date: December 21st, 2006 05:55 am (UTC) (Link)
Спасибо, Вадик! Очень комменты еще позабавили. :))
53 уже сказали / Скажите сами