?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Дом, который построил Джек (о стиле "шинуазри", Андрее Деллосе и ресторане "Турандот") - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Дом, который построил Джек (о стиле "шинуазри", Андрее Деллосе и ресторане "Турандот")
Как-то раз, несколько лет назад, я пряталась на кухне Хайди Холинджер от тусовки "B-list знаменитостей", как называл их Джеф. Хайди справляла то ли в очередной раз тридцатилетие, то ли новоселье в квартире на Патриарших. Первые полчаса, впрочем, мне было интересно наблюдать, как "На-на", Анпилов, Илюхин, Хакамада и прочие "знакомые лица" широко улыбались друг другу перед камерами, демонстрируя, как здорово они все тут проводят время. Особенно забавно, как здоровались, один раз – как все люди, и потом еще пару раз для фотографов - громко, с похлопываниями по плечам, объятиями и выражением вселенской любви друг к другу. После этого сканировали гостиную взглядом в поисках других знаменитостей, с которыми надо так же поздороваться и запечатлеться, ни на кого больше внимания не обращая.

Понаблюдав за этим некоторое время, я заскучала, но уходить было еще рано и невежливо, поэтому, собственно, и скрылась от социальной толкучки на кухне, обладавшей тремя неоспоримыми достоинствами – там было относительно тихо, открывался прелестный вид из окна, и стояли пирожки с капустой из "Кафе Пушкин". К пущему моему удовольствию, на кухне обосновался и Андрей Деллос, который, видимо, не был в восторге от шумной компании в гостиной, и для вежливого ухода ему тоже было рано. Я с ходу призналась Андрею Константиновичу в любви к "пушкинским" пельменям, он в ответ сказал, что пельмени в "Бочке" считает более удачными, и мы плавно перешли к его планам на будущее.

В планах тогда был ресторан китайской и японской кухни – сегодняшний "Турандот". Андрей Константинович рассказал, что ему совершенно не хотелось повторять навязшие в зубах ширмы с драконами, иероглифы и красные бумажные фонарики, поэтому он подумал о стиле "шинуазри."

Через несколько веков после того, как Марко Поло вернулся из Китая и написал книгу о своих путешествиях, Восток в Европе вошел в моду, как в прикладном искусстве, так и в костюме и живописи. Китайский и японский фарфор и ткани еще довозили до Европы, а вот идеи о том, как оформлялись интерьеры и какие вообще были культурные обычаи, брали из книги Марко Поло и других путешественников, додумывая детали. Поскольку Марко Поло, как сейчас считают, мог и вообще не доехать до Китая, не говоря уж об изрядных преувеличениях в его рассказах, ситуация сложилась презабавная. Стиль "шинуазри", фактически, представлял собой фантазии европейцев о быте Китая и Японии, основанные на книге, которая и сама могла частично являться вымыслом.

Будучи по образованию художником-реставратором, Деллос все это рассказывал с большим увлечением и знанием дела – как он виньетки разные присматривает, детали разрабатывает… В общем, я прониклась. И долго ждала, когда ж этот ресторан откроется, представляя смесь роскоши "Пушкина" и красоты моего любимого китайского зала Музея Востока. Кстати, название, выбранное Деллосом для ресторана, меня тоже восхитило – действие в "Турандот" Карло Гоцци происходит в вымышленном, виртуальном Китае, который прекрасно отвечает стилю "шинуазри".

В "Турандот", правда, я попала только вчера, и то случайно, ну, не любительница я китайской и японской кухни. Первое впечатление – Деллос-таки передумал: вычурное барокко, так мною не любимое. Где мой "шинуазри", где китайское чувство меры, японский минимализм и выверенность композиции, откуда перегруженность золотом и чрезмерная роскошь?

Надежда умирает последней, поэтому я спросила у метрдотеля, может быть, у них есть залы в другом стиле – уж очень мне хотелось "шинуазри" увидеть. Мне тут же организовали экскурсию по ресторану и… оказалось, что вот это перегруженное золотом барокко/рококо и есть "шинуазри". Впрочем, при ближайшем рассмотрении оно оказалось куда интереснее настоящего барокко. Небесный купол, чудные ткани, знаменитые виньетки, роспись на стенах, китайский-японский фарфор, скульптуры обезьян и мандаринов, люстра из специального горного хрусталя с трещинками, который как бы светится изнутри, настоящие средневековые гобелены из китайской жизни – большая редкость, всего таких в мире несколько, причем два – в "Турандот".

Забавной мне показались необоснованность моих собственных ожиданий – ведь действительно, откуда в Европе в то время понимание тонкости восточного быта. Естественно, они основывали произведения на том, что им привычно, что окружало, добавляя сказочности и роскоши, присущей, на их взгляд, богатым китайским дворцам. А окружало их напыщенное барокко. Вот и получился "дом, который построил Джек" – мои представления о стиле "шинуазри", основанные на рассказе Деллоса о фантазиях европейцев про Китай и Японию, какими европейцы их видели из книги Марко Поло, который сам там, вполне возможно, и не был.

"Турандот" - уникален даже среди московских ресторанов из-за идеи, продуманности, воплощения, качества. Практически все в нем сделано вручную в специально созданных для этого мастерских изделия из бронзы, из стекла, из металла, из дерева. Несколько сот человек работали над резьбой, росписью и т.д. За что я и люблю Деллоса, сами посудите, как он о "Турандот" рассказывает:

"У меня в обучении два этапа. Первый - это визуальное изучение: долго-долго ходишь по музеям, изучаешь литературу. Второе - тактильное. Дело в том, что объекты, начиная со скульптуры и кончая мебелью, надо щупать. Вот пока ты не перещупал двести комодиков, ты никогда не отличишь подлинное произведение от поддельного. Это дается только на ощуп. Визуальный момент: изучение материалов, крепежа и так далее - это все необходимо, но недостаточно. Я много чего щупал. И вот эти свои тактильные и визуальные ощущения я стараюсь передать своим мастерам. Потому что с ними происходило то же, что происходит со всеми сегодняшними дизайнерами: как только они сталкиваются с любой линией, кроме прямой, они теряются. И вся их работа моментально превращается в шарж. Классический пример такого шаржа по Москве - это башенки на московских новостройках, которыми усеяна вся Москва. Для меня вот это перестроечное псевдобарокко - самое страшное, что можно найти. С одной стороны, это хороший сигнал: захотелось чего-то "краси-ва-ва". А с другой стороны - как его сделать? Для этого же надо садиться, все изучать - это ж сколько времени, сколько лет? На это нет времени - надо на жизнь зарабатывать."

"Я могу сказать, что на изучение поздней барочной виньетки мы потратили где-то полтора года. Мы никак не могли понять: по каким законам она строилась. Никто нам не мог этого объяснить, даже французские мастера. Нигде эта виньетка не расписана. Я доставал книги XVIII века, и только они нам помогли - там геометрия ее построения как-то описана. И у нас сразу вдруг наступило понимание. И все, что мы до этого произвели, нарисовали, кстати, немало, пошло под нож."

"Вот видите (показывает на рисунок), у нас тут ротонда, и по колоннам идет вьюн. Создание этого вьюна на колоннах у нас заблокировало работу бригады на три месяца. Мы его три месяца делали. Когда мы вывели на печать мелким шрифтом все варианты этого вьюна, которые мы сделали, вышла простыня на пять метров. И так все. Например, мы никак не могли создать состав патины, которой мы покрываем свои изделия. Как мы только ее не месили. В конечном итоге этот состав был привезен из Флоренции, где мы с помощью наших друзей-антикваров фактически украли ее рецепт у местных умельцев."


В России этот стиль назывался "китайщиной", что куда менее романтично, чем "шинуазри".

Кстати, прекрасные росписи в стиле "шинуазри" на стенах в "Турандот". Европейцы не считали, что узкоглазая женщина может быть красивой, поэтому легендарные китайские красавицы были... блондинками с миндалевидными глазами. И одеты в вычурно-европейские наряды, правда, из чистейшего китайского шелка, наверняка. Это мне напомнило японские гравюры в Музее Востока. Там голландские купцы и их жены в японском порту - вылитые китайцы. На голландцев похожи разве что одеждой. А ведь с натуры рисовали! :))

Tags: ,

20 уже сказали / Скажите сами
Comments
zmeyka_taya From: zmeyka_taya Date: August 16th, 2006 08:24 am (UTC) (Link)
Бог ты мой, я и не знала о том, что этот стиль так называется.
У нас во дворце в Царском селе зала, обитая плотным шёлком с вышитыми китайцами - тоже шинуазри, наверное.

Интересно, что подпадают и Китай и Япония, а название чисто прокитайское.
Очень ёмкое слово, и для современности удобно.
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 08:27 am (UTC) (Link)
По-русски, по-моему, еще "китайщина" его называют, но мне это слово меньше нравится. :) Я думаю, тоже шинуазри, да, примерно то же время же постройки. :)

А Марко Поло, он еще и о Занзибаре писал в той же книге. :D
zmeyka_taya From: zmeyka_taya Date: August 16th, 2006 08:30 am (UTC) (Link)
"Китайщина"?! Ужас какой. Занзибарщина и оклахомщина.
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 09:17 am (UTC) (Link)
Вот-вот :) Я "шинуазри" предпочитаю :)
zmeyka_taya From: zmeyka_taya Date: August 16th, 2006 08:35 am (UTC) (Link)
Ага, точно, вот она. Екатерининский дворец, Китайская голубая гостиная. Шёлк там на стенах вышит вручную. http://www.ekaterina2.bnd.ru/entry/dch/pic/dch_011.jpg

И в Ораниенбауме, я вспомнила, тоже Китайский кабинет работы Ринальди есть.
zmeyka_taya From: zmeyka_taya Date: August 16th, 2006 08:41 am (UTC) (Link)
... Надо же, а я с детства была уверена, что это вышивка. Расписан, оказывается, а не вышит, реставрация по оставшемуся после войны фрагменту.
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 09:16 am (UTC) (Link)
Слушай, интересно. А ведь это, если я не ошибаюсь, классицизм, а не барокко, нет? То есть "китайщина" переросла из стиля в стиль. :)
mingbai From: mingbai Date: August 16th, 2006 08:50 am (UTC) (Link)
Не только в Царском селе и Ораниенбауме, но и в Петергофе в Монплезире есть комната в стиле шинуазри.

Кстати, в России, было больше настоящих китайских вещей, чем Европе, благодаря прямой торговле.
klemka From: klemka Date: August 16th, 2006 08:25 am (UTC) (Link)
В понедельник после твоих рассказов тоже полезла в гугл и нашла это интервью. Узнала, что "Му-му" - тоже его сеть. Мне они полюбились - в двух шагах от метро, утром приятно забежать за кофе, стаканом сока и салатом. Еда у них вкусная.
У меня фишка - я пока все возможные "рестораны домашней кухни" не разведаю, не успокоюсь :)) При этом вполне спокойно отношусь к "неразведанным" ресторанам и кафе - сидишь, ждешь, все эти церемонии - не мое! :)))
Но "Кафе Пушкин" запал мне в душу. :)
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 09:16 am (UTC) (Link)
Да, "Му-му" - попытка сделать качественный и не вредный для здоровья фаст-фуд. %)

Я рада, что "Пушкин" понравился. Из Деллосовских еще "Шинок" очень любопытен. :) Хотя тебя кухней-то точно не удивишь, но сама идея хороша. :)

Ты как себя чувствуешь? Выздоровела?
klemka From: klemka Date: August 16th, 2006 09:32 am (UTC) (Link)
Чувствую себя лучше. Вчера день отлежалась дома, пила чай с малиной и спала. Сегодня пришлось уже идти на работу.
Завтра буду совсем жив, надеюсь. :) Жуууутттккко не люблю болеть.
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 09:34 am (UTC) (Link)
Хорошо, что лучше. Тебя, наверное, в воскресенье просквозило. :( А болеть я тоже ненавижу. :)
klemka From: klemka Date: August 16th, 2006 09:38 am (UTC) (Link)
У меня уже в субботу горло опасно побаливало. Я виню офисный кондиционер - отвыкла я от них, последняя работа без них была. :)
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 09:39 am (UTC) (Link)
Да, тоже возможно. Страшная штука, хоть и полезная. :)
olkab From: olkab Date: August 16th, 2006 08:26 am (UTC) (Link)
Здорово.
Ещё отдельно хотела сказать спасибо за эти интересные, тёплые, "домашние" посты - как-то очень это нужно на волне разновсяких происходящих вокруг вещей. А где-то там... как в анекдоте про Платонова. :)
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 09:10 am (UTC) (Link)
Это от страха. :) Очень хочется закуклиться и думать о чем-то теплом и домашнем, а вовсе не о том, что творится в мире. А думать о том, что творится, а главное, какие будут последствия - страшно. Мне непонятна реакция "главных игроков" мировой политики, и не очень ясно, как все будет теперь разворачиваться. :(

А так, вроде отвлечешься и вспоминаешь, что "и это пройдет". :)
olkab From: olkab Date: August 16th, 2006 09:22 am (UTC) (Link)
Это нормально как раз. Это мы тут от адреналина все ошалевшие, а нормальная-то реакция - закуклиться.
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 09:35 am (UTC) (Link)
Наверное... Во всяком случае, оно само так получается, что я даже Саддама Хуссейна с Ясером Арафатом путать стала. :)
olkab From: olkab Date: August 16th, 2006 10:25 am (UTC) (Link)
Точно защитная реакция. :)
web_mistress From: web_mistress Date: August 16th, 2006 11:00 am (UTC) (Link)
Ага :)
20 уже сказали / Скажите сами