?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
МиЖ по древне-египетски - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
МиЖ по древне-египетски
В Дании неожиданно чрезвычайно понравились два музея. Один - Луизиана, современное искусство, которое я в принципе не люблю и не понимаю, но в Луизиане рассматривала с удовольствием. Другой - Глиптотека Карлсберга, где была выставка египетского искусства Амарнского периода. Я то ли пропустила его в школе, то ли забыла напрочь, но тут очень удивлялась. Амарнский период связан с правлением Аменхотепа IV, фараона-еретика, мужа той самой Нефертити и по одним источникам отца, по другим - тестя того самого Тутанхамона. Правда, по третьим источником, Тутанхамон приходился Аменхотепу и сыном, и зятем одновременно, поскольку был женат на своей сестре Анхесенпаатен. Также я встречала информацию, что сам Аменхотеп был женат одновременно и на двух своих старших дочерях Меритатен и Макетатон. Очень сложныe там семейные связи, а вы тут о ковбоях спорите... И я не знаю, кто им такие имена придумывал, будто специально язык ломали. Среди других дочерей были Нефернеферуатон, Нефернеферура и Анхесенпаатон-ташерит.

Так вот Аменхотеп IV правил меньше 20 лет, но за это время сумел ввести в Египте, Сирии и Нубии новую религию, чем собственно, меня и поразил в первую очередь. Верховным божеством было Солнце-Атон, не имевшее, в отличие от богов прежнего пантеона, ни человеческого, ни животного воплощения. Сам фараон принял имя Эхнатон - "Дух Атона". Построил новую столицу с новыми храмами и дворцами, приказал и официальные надписи, и художественную литературу, и даже гимны новому богу писать современным разговорным "народным" языком, а не устарелым книжным, на котором писали до него.

Реформы коснулись и искусства – Эхнатон приказал перейти к реализму, что видно в его собственных изображениях. Фараон показан со всеми особенностями его неправильных черт лица и форм болезненного тела - длинное лицо, узкие глаза, выступающий подбородок, одутловатый живот, толстые бедра, узкие щиколотки. Некоторые исследователи-египтологи даже считали поначалу эти скульптуры карикатурами. Необычны позы Эхнатона и Нефертити на рельефах: они изображены полностью в профиль, без обязательного по древнему канону условного разворота плеч в фас. Также в амарнском искусстве впервые появились изображения египетского царя в повседневной жизни. Рельефы показывают царя на улице — в носилках или на колеснице, во дворце — за обедом или в узком семейном кругу, награждающим вельмож или принимающим дань от покоренных народов. Впервые всюду вместе с фараоном изображена его семья, причем явно подчеркивается нежная любовь, связывающая членов этой семьи.

Но и здесь не без загадок. Предполагается, что Нефертити не смогла родить наследника, поэтому впала в немилость. Вторая же жена фараона - Кайа - родила двух сыновей, но по каким-то загадочным причинам впала в еще большую немилость, вплоть до того, что на рельефах на ее месте было выбито изображение старшей дочери Эхнатона - Меритатен, а имя Кайи везде стерли. Какую уж такую гадость сделала эта женщина - можно только гадать.

Эхнатон был сосредоточен на делах своей семьи и укреплении новой религии и не обращал должного внимания ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику. Во время его правления не было проведено ни одного военного похода. В результате престиж Египта ослаб, от Египта отпали Сирия и Палестина, а вассалы на границах в Азии перешли на сторону хеттов. Правда, почему-то в Википедии написано, что египтологи все равно считают Эхнатона самым жестоким фараоном.

Почему он умер - непонятно, останков его также не обнаружили даже в семейной усыпальнице. А реформы Эхнатона отменил Тутанхамон, вернувший Египет к привычному многобожию и власти жрецов и ставший последним фараоном в своей династии. Жрецы, по понятным причинам очень злые на Эхнатона, старались о нем вообще не упоминать, а если уж упоминали, звали его исключительно "врагом".

А статуи мне очень нравятся, и изображения тоже.

Эхнатон.


Нефертити.


И вот удивило меня, как можно было за такое недолгое время полностью переломить уклад государства и ввести новую религию. Вообще новую, с нуля. Мол, вчера был Амон-Ра, а сегодня - новый и совершенно другой бог. Всем верить...

Что-то у меня второй пост по Древнему Миру. Это случайно! :)

Tags: ,

38 уже сказали / Скажите сами
Comments
juliascha From: juliascha Date: April 4th, 2006 12:14 pm (UTC) (Link)
Ах, Нефертити... Какая женщина! :))
Нефернеферуатон, Нефернеферура и Анхесенпаатон-ташерит советую подкинуть Змейке Тае. Вот веселуха в МиЖ начнётся! :D

web_mistress From: web_mistress Date: April 4th, 2006 12:18 pm (UTC) (Link)
Ага, удивительно хороша! И как можно заметить, что у нее плоский нос и большие уши - я не знаю!!! Аж разозлилась, когда прочитала, ревнивые женщины какие-то писали. :)

А про Змейку Таю - да, точно! :D
enola_hey From: enola_hey Date: April 6th, 2006 01:12 pm (UTC) (Link)
Тут недавно реконструировали ее образ - говорят, придворные скульпторы ей сильно льстили. Но мне эта их лесть весьма симпатична :)
web_mistress From: web_mistress Date: April 6th, 2006 01:19 pm (UTC) (Link)
Сложно сказать :) Аменхотеп же ее как-то выбрал, а у него был выбор :))
enola_hey From: enola_hey Date: April 7th, 2006 10:11 am (UTC) (Link)
А как соотносятся сегодняшние и тогдашние стандарты красоты? :))
web_mistress From: web_mistress Date: April 7th, 2006 10:14 am (UTC) (Link)
Хороший вопрос :)) Думаю, стандарты изобразительной лести остаются теми же, видимо, то, что мы видим на портретах, и они считали красивым :)
enola_hey From: enola_hey Date: April 7th, 2006 10:17 am (UTC) (Link)
Тогда твой ответ про то, что раз Рамзес выбрал - значит красиво можно считать недействительным :ррр
web_mistress From: web_mistress Date: April 7th, 2006 10:37 am (UTC) (Link)
Ну да, в твоих словах есть логика :))
enola_hey From: enola_hey Date: April 7th, 2006 10:28 am (UTC) (Link)
Ой, почему Рамзес? Аменхотеп
juliascha From: juliascha Date: April 4th, 2006 12:17 pm (UTC) (Link)
Что же касается новой религии.. Насколько я знаю, авторитет фараона был очень высок (воплощение бога на земле). Так что полное принятие религии народом понятно. Единственное, что смущает - как это допустила верхушка (жрецы, придворные интриганы..). Видимо, смерть его таки была неслучайной ;)
web_mistress From: web_mistress Date: April 4th, 2006 12:19 pm (UTC) (Link)
Да, возможно... Но все равно удивительно - раз, и ни в кого не верим, старых богов отменили за ненадобностью, новых сделали. Хотя, если подумать, в Октябрьскую революцию то же самое произошло :D
madmaster From: madmaster Date: April 4th, 2006 12:42 pm (UTC) (Link)
"Мол, вчера был Амон-Ра, а сегодня - новый и совершенно другой бог. Всем верить..."

Ну как большевики переломили? Сегодня Святая Троица, а завтра тов. Ленин, а потом и Сталин. Также небось и там... :)

web_mistress From: web_mistress Date: April 4th, 2006 12:53 pm (UTC) (Link)
Да, я тоже потом об этом подумала. :)
madmaster From: madmaster Date: April 4th, 2006 01:05 pm (UTC) (Link)
А сколько он правил? :)
web_mistress From: web_mistress Date: April 4th, 2006 01:06 pm (UTC) (Link)
17 или 18 лет. :)
madmaster From: madmaster Date: April 4th, 2006 01:08 pm (UTC) (Link)
Мда.. Египтянам повезло существенно больше... :)
web_mistress From: web_mistress Date: April 4th, 2006 01:12 pm (UTC) (Link)
Не факт :))) Думаешь, при старой религии им хорошо жилось? :)) Или при возврате к старой? :)
madmaster From: madmaster Date: April 4th, 2006 01:17 pm (UTC) (Link)
Ну нас-то полюбому больше колбасило. К тому же у них войны не было. )
web_mistress From: web_mistress Date: April 4th, 2006 01:21 pm (UTC) (Link)
Здрассте :) У них войны были регулярно и колбасило их, не дай Боже :)
madmaster From: madmaster Date: April 4th, 2006 01:22 pm (UTC) (Link)
Я имею ввиду при этом их "крестителе". )
web_mistress From: web_mistress Date: April 4th, 2006 01:24 pm (UTC) (Link)
Ну, я думаю, все это не очень мирно проходило :) Даже прямо наоборот :))
madmaster From: madmaster Date: April 4th, 2006 01:25 pm (UTC) (Link)
Да и вообще всё это скотоложество брачевание на сёстрах до добра не доводит. :D
d_vain From: d_vain Date: April 4th, 2006 03:42 pm (UTC) (Link)
С похожей выставки (в Чикаго, лет 6 назад) у меня началось увлечение древним Египтом.
А переход к новой религии сильно облегчался наличием денег в казне (по крайней мере, в начале процесса). Этот Эхнатон просто сказал, что отныне стольца будет на новом месте, где стали строить новые храмы новых богов. Сработало хорошо.

Кстати, есть довольно стройная теория, что Нефертити сама стала фараоном (под мужским именем) после смерти Тутанхамона.
web_mistress From: web_mistress Date: April 4th, 2006 06:25 pm (UTC) (Link)
Слушай, удивительно! Если ее дочери были замужем за ее мужем, а Тутанхамон был через одного правителя после Эхнатона, то сколько же ей лет было?
d_vain From: d_vain Date: April 4th, 2006 06:31 pm (UTC) (Link)
Нет так уж и много. Тот промежуточный правил без года неделю, Тут - тоже не слишком долго, а замуж выходили рано. Могло быть лет 40 (плюс/минус). :-)

Я про эту теорию целую вполне себе научную книгу читал. :-)
web_mistress From: web_mistress Date: April 5th, 2006 04:51 am (UTC) (Link)
А кстати, да... Около сорока вполне могло бы быть :)
d_vain From: d_vain Date: April 5th, 2006 03:09 pm (UTC) (Link)
Угу.
Одним из доказательств этой теории было письмо к соседнему царю с просьбой прислать сына в качестве жениха. Так что, похоже, она, если это была она, была вполнее "дееспособна". :-)
web_mistress From: web_mistress Date: April 5th, 2006 05:23 pm (UTC) (Link)
Ну, Екатерина Великая дооолго была "дееспособна" :)))
d_vain From: d_vain Date: April 5th, 2006 07:06 pm (UTC) (Link)
Там забавная история.
Нефертити заказала себе мужа. Соседний царь слегка обалдел: дочерей в жёны фараоном в его царстве заказывали, а вот сыновей в мужья - никогда. Он заподозрил неладное, но решил, что у него сыновей много, а шансов посадить кого-то на Египетсткий престол мало. Решил рискнуть. Как показало дальнейшее развитие событий, правильно, что волновался. Сыны по дороге пришили.

Как фараон, Нефертити долго не продержалась.
web_mistress From: web_mistress Date: April 6th, 2006 05:01 am (UTC) (Link)
Здорово :))) А чего сына пришили? :( Осталась, понимаешь, Нефертити без мужа... Куда это годится?? :)
From: sherlock7_r Date: April 4th, 2006 09:33 pm (UTC) (Link)
Кстати, храмы при нём строились без крыш (или с большим отверстием) - чтобы богу входить было проще.
web_mistress From: web_mistress Date: April 5th, 2006 04:52 am (UTC) (Link)
Как интересно! А ты не знаешь, как ему так легко удалось религию новую насадить, и было ли это кроваво? :)
From: sherlock7_r Date: April 5th, 2006 05:52 am (UTC) (Link)
Фараон - божество, а божественные приказы не оспариваются даже на уровне тайников души.
Про "кроваво" с уверенностью не скажу - боюсь перепутать (всё-таки Египет я знаю куда хуже чем Грецию и Рим). Плакали, отказываясь от старых богов - это точно было. А вот насилие...
web_mistress From: web_mistress Date: April 5th, 2006 05:55 am (UTC) (Link)
Спасибо :)

А про греческо-римскую мифологию и гомосексуализм - не знаешь? :)
From: sherlock7_r Date: April 5th, 2006 06:38 am (UTC) (Link)
Не думаю, что он мифологизирован - искусство (включая и живопись) просто отражало общественные нравы. На занятиях по истории искусств нам демонстрировали литографии на сюжеты однополого секса, который был нормальной составляющей человеческих отношений.
web_mistress From: web_mistress Date: April 5th, 2006 06:43 am (UTC) (Link)
http://web-mistress.livejournal.com/231521.html Мы вот здесь спорим, почему в мифах однополая любовь не показана почти, хотя в жизни было нормой. :)
From: sherlock7_r Date: April 5th, 2006 07:10 am (UTC) (Link)
Я видел эту ветку, но вмешиваться не стал - не нашёл предмета дискуссии.
Ловля рыбы тоже была нормой жизни - так что, и её отражать в мифах? И выпечку хлеба?...
web_mistress From: web_mistress Date: April 5th, 2006 07:15 am (UTC) (Link)
Логично :)
38 уже сказали / Скажите сами