?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Ведь ты лишь наемник в зеленом берете... - All you need is less
Appreciator of all things beautiful
web_mistress
web_mistress
Ведь ты лишь наемник в зеленом берете...
Короткий сапог, карабин за плечами,
Немало прошел ты, не спавший ночами,
За кровь и пожарища ты не в ответе,
Ведь ты лишь наемник в зеленом берете.


Эти наивные строки мы разучивали в шестом классе для смотра политической песни. На словах «Но кто тебе дал на то моральное право?» надо было топнуть правой ногой, а правый кулак сурово вознести к потолку. Мне тогда рассказали, что наемники - это плохие люди, которые воюют за деньги, и я была потрясена. Как можно по доброй воле идти туда, где тебя может ждать смерть, и за деньги убивать людей? По молодости лет, я считала, что на самом-то деле все люди хорошие, просто им не повезло с обстоятельствами, и если бы мне только разрешили взять пионерское шефство над парой-тройкой наемников, они бы непременно исправились, как исправляются отстающие, стоит лишь с ними дополнительно позаниматься.

Отрицательное отношение к наемникам старо, как само наемничество. Макиавелли в «Государе» выразил его очень четко: «Наемные и союзнические войска бесполезны и опасны: никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско, ибо наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы. Поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное же время они разорят тебя не хуже, чем в военное неприятель. ...Кондотьеры по-разному владеют своим ремеслом: одни превосходно, другие - посредственно. Первым нельзя доверять, потому что они сами будут домогаться власти и ради нее свергнут либо тебя, их хозяина, либо другого, но не справившись о твоих намерениях. Вторым нельзя довериться потому, что они проиграют сражение». Использование наемников, считал Макиавелли, привело к крушению Италии, и оно же стояло у истоков падения Карфагена и Рима.

Густав-Адольф, использовавший наемников в Тридцатилетней войне, также характеризовал их, как «не заслуживающих доверия, опасных и слишком дорогих». Да и Фридрих Великий отдавал предпочтение патриотически-настроенным гражданам, поскольку это и дешевле, и эффективнее, чем наемная армия. Последней, по его мнению, недоставало боевого духа, лояльности и готовности к самопожертвованию.

Такое мнение, безусловно, имеет исторические подтверждения. «Великая каталонская компания», поставлявшая наемников из испанского Арагона византийцам для сражений с турками, в 1311 г. восстала против правителя Афин. Она основала афинское герцогство, которое просуществовало 63 года. Прусский генерал Альбрехт фон Валленштейн в начале Тридцатилетней войны организовал 100-тысячную армию наемников и успешно управлял ими. Наемники Валленштейна практически опустошили Европу, кормясь за счет контрибуций и мародерства, а сам он приобрел такой вес, что стал угрозой императору и был убит в 1634 году.

Впрочем, многочисленны и обратные примеры, когда наемные войска были преданы своему нанимателю, как греческая пехота Александру Македонскому или Дарию III. Венецианцы и флорентийцы также успешно использовали наемников (Макиавелли, впрочем, считал, что им просто-напросто повезло). Французские рутьеры вошли в песни и книги как образец чести и отваги. Некоторые их действия более чем сомнительны с точки зрения современной морали, но нельзя забывать, что в то время милосердие и любовь к ближним не были характерной чертой и регулярных армий.

Однако, горькие уроки Тридцатилетней, а до нее - Столетней войны, были учтены при подписании Вестфальского мира. В международные отношения был введен принцип государственного (Вестфальского) суверенитета. Он подразумевал, в частности, монополию государств на организованное насилие. Отныне только государства имели законное право вести войны. Это привело к ряду важных изменений, среди которых - образование регулярных государственных армий. Защита государства, вплоть до смерти ради его интересов, стала политической обязанностью граждан. Постепенно появились и законы, запрещающие гражданам служить в иностранных армиях.

Наемники, тем не менее, никуда не исчезли, хотя и значительно уменьшились в числе. Для небольших государств использование наемников дает существенное военное преимущество, для крупных - сохраняет граждан для более значимой деятельности. Как сказал один солдат французского Иностранного Легиона «Никто во Франции не будет проливать слезы над убитым легионером. Прямо наоборот. Каждый убитый иностранный легионер - это сохраненная жизнь молодого француза».

Часть 2.
39 уже сказали / Скажите сами
Comments
kvikp From: kvikp Date: March 31st, 2006 06:05 pm (UTC) (Link)
Я бы отметил один аспект наемничества, о котором почти не говорят. Есть взрослые вменяемые люди, которые любят риск и убийство себе подобных. Наемничество - хороший клапан через который можно выпускать как энергию таких людей, так и их самих.

Что касается Иностранного легиона, я бы не стал относить его солдат к категории наемников. Это регулярная часть, комплектуемая из иностранных граждан по добровольному принципу.
В моем представлении, наемники это фрилансеры, нанимаемые ad hoc, продающие свои жизни и навыки без присяги и прочих условностей.
web_mistress From: web_mistress Date: March 31st, 2006 06:16 pm (UTC) (Link)
Да, безусловно. К сожалению, это имеет и обратную сторону - мы же не хотим быть там, где они выпускают энергию? :D

Ну, строго говоря, они наемники. :) Только об этом предпочитают не говорить, мол, borderline case.

kvikp From: kvikp Date: March 31st, 2006 06:23 pm (UTC) (Link)
Тогда вся армия США и Соединенного королевства смело может быть отнесена к гражданам-наемникам. Что все-таки вызывает у меня сомнения.
web_mistress From: web_mistress Date: March 31st, 2006 06:26 pm (UTC) (Link)
А это с чего бы?
kvikp From: kvikp Date: March 31st, 2006 06:36 pm (UTC) (Link)
Честно говоря на неком интуитивно-понятийном уровне вызывает это у меня возражения.
Армия есть армия. Это инструмент государства, присягой, с органами военной юстиции, с военными тюрьмами и прочими атрибутами.

Наемник в моем представлении это сугубо "собака войны" и "дикий гусь". Хотя в последнее время появились ребятишки, силящиеся придать себе респектабельность, всякие специалисты по безопасности вроде "Блэкуотер" или "Эринис".
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 06:55 am (UTC) (Link)
Иностранный Легион - именно что не совсем армия. Просто респектабельность Франции и то, что он давно существует, сбивает с толку. ;)

А про частные военные компании я тоже буду писать :)
From: (Anonymous) Date: April 1st, 2006 07:04 am (UTC) (Link)

Обоснуй, по поводу не совсем армии.
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 08:24 am (UTC) (Link)
Мы про юридическое значение говорим? Тогда смотри комментарий к статье 359 УК РФ, самое простое. ;)
kvikp From: kvikp Date: April 1st, 2006 01:13 pm (UTC) (Link)
Мы говорим про то значение понятия "наемничество", которое вкладывают в него люди, интересующиеся вопросом.
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 07:42 pm (UTC) (Link)
Все равно смотри комментарий ;) Заодно понятие регулярных вооруженных формирований и кто считается комбатантом. ;) Это комментарий к первому Дополнительному протоколу. Разные люди, интересующиеся вопросом, могут вкладывать разные значения. ;)
kvikp From: kvikp Date: April 1st, 2006 08:07 pm (UTC) (Link)
Вот уж чье мнение о наемниках заведомо не интересно, так это юристы-международники. Хлипкие люди. Покажут им связку ушей, а они хлоп и в обморок, а как очнутся так начинают всякие международные уголовные суды придумывать.
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 08:22 pm (UTC) (Link)
LOL Я так понимаю, ты лично связку ушей юристам-международникам, занимающимся правом вооруженных конфликтов, показывал? Извини, но ты гонишь. Ты хоть знаешь одного такого лично? Ничего, что у большинства из них военный бэкграунд?
kvikp From: kvikp Date: April 1st, 2006 08:45 pm (UTC) (Link)
Мы тут эгами меряемся? ))) Предупрежать надо!
Я общался с человеком, который адаптировал положения боевых уставов к правилам ведения боевых действий, устанавливаемым международными конвенциями, разрабатываемыми теми самыми с бэкграундом. Нельзя по ним вести боевые действия, потому что нереально. Операция НАТО в Югославии это вполне доказала. Уж как они не аккуратничали, а регулярно приходилось наносить удары по гражданским объектам, а какой кошмар бы был начнись сухопутная операция!

Мне кажется вопрос с наемниками ты рассматриваешь, излишне академично. Ускользает от меня связь между кабинетными избышлениями ооновских чиновников и конкретными ребятишками в камуфляже. Наемников можно презирать, можно восхищаться ими и поэтизировать их ремесло, можно изучать их операции, но рассуждать о них в категориях комбатант-инсургент, на мой взгляд скушновато.

В качестве бонуса, за мое многословное занудство, ссылка на ЖЖ товарища помешавшегося на Родезии и ее защитниках, много и интересно. tiomkin
(Deleted comment)
web_mistress From: web_mistress Date: April 28th, 2006 08:57 am (UTC) (Link)
Чего мне с тобой меряться, в том, что относится к праву вооруженных конфликтов я по-любому круче. :-p А также к military training и военной журналистике. :-p

Наемников можно презирать, можно восхищаться ими и поэтизировать их ремесло, можно изучать их операции, но рассуждать о них в категориях комбатант-инсургент, на мой взгляд скушновато. Это у кого какой интерес. Мне как раз крайне скучно изучать их операции, Темкина я давно пыталась читать. А вот рассуждать в категориях комбатант-инсургент мне интересно.
kvikp From: kvikp Date: April 1st, 2006 07:05 am (UTC) (Link)

Это был я.
zmeyka_taya From: zmeyka_taya Date: March 31st, 2006 07:14 pm (UTC) (Link)

О, эту тему я тоже люблю

Привыкший сражаться не жнет и не пашет:
Хватает иных забот.
Налейте наемникам полные чаши!
Им завтра - снова в поход!

Он щедро сулил, этот вождь иноземный,
Купивший наши мечи.
Он клятвы давал нерушимее кремня,
Верней, чем солнца лучи.

Сказал он, что скоро под крики вороньи
Завьется стрел хоровод,
И город нам свалится прямо в ладони,
Как сочный, вызревший плод.

Там робкое войско и слабый правитель,
И обветшала стена,
А звонкой казны - хоть лопатой гребите,
И век не выпить вина!

Мы там по трактирам оглохнем от здравиц,
Устанем от грабежей
И славно утешим веселых красавиц,
Оставшихся без мужей!

...Когда перед нами ворота раскрыли,
Мы ждали - вынесут ключ,
Но копья сверкнули сквозь облако пыли,
Как молнии из-за туч!..

Нас кони втоптали в зеленые травы,
Нам стрелы пробили грудь.
Нас вождь иноземный послал на расправу,
Себе расчищая путь!

Смеялись на небе могучие Боги,
Кровавой тешась игрой.
Мы все полегли, не дождавшись подмоги,
Но каждый пал как герой!

Давно не держали мы трусов в отряде -
На том широком лугу
Из нас ни один не просил о пощаде,
Никто не сдался врагу!

Другие утешили вдов белогрудых,
Сложили в мешки казну.
А мы за воротами сном беспробудным
Которую спим весну!

Погибель отцов - не в науку мальчишкам:
Любой с пеленок боец!
Бросаются в пламя, не зная, что слишком
Печален будет конец.

Жестокую мудрость, подобную нашей,
Постигнут в свой смертный час...
Налейте наемникам полные чаши!
Пусть выпьют в память о нас!


Copyright by М.Семёнова "Волокодав. Право на поединок"
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 06:54 am (UTC) (Link)

Re: О, эту тему я тоже люблю

Ну воооот. И это я тоже не читала :D
zmeyka_taya From: zmeyka_taya Date: March 31st, 2006 07:27 pm (UTC) (Link)
И ещё худлит про кондотьеров из моего любимого Сапковского:

Послышалось пение. Гортанное, воинственное, гулкое как штормовая волна, как грохот приближающейся бури. Следом за темерцами шла ровным плотным строем другая армия. Серая, почти бесцветная кавалерия, над которой не развевались ни хоругви, ни штандарты. Перед едущими во главе колонны командирами несли украшенный конскими хвостами шест с поперечиной, к которой были прибиты человеческие черепа.
- Вольная Компания, - указал на серых всадников ландскнехт. - Кондотьеры. Наемное войско.
...
Отряд приближался, песня гремела все сильнее и громче, но на удивительно грустной и злой ноте.

Нам не нужны ни почести, ни троны,
Нам не милы поблажки королей.
А нам нужны за нашу кровь и стоны
Дукаты, те, что солнца посветлей.

Штандарты не целуем мы и руки,
Нам почести и слава ни к чему,
Мы терпим боль, презрение и муки,
Лишь поклоняясь злату одному.
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 06:52 am (UTC) (Link)
Здорово как! Я все Сапковского никак не доберусь почитать. :) Это какая книжка? :)
madmaster From: madmaster Date: April 3rd, 2006 07:16 am (UTC) (Link)
Сапковский - это всегда здОрово! :) Читай любую, не ошибёшься. Он - Мастер.
azaze1 From: azaze1 Date: May 11th, 2006 11:22 pm (UTC) (Link)
Ну кстати у него половина книг про бардак военного времени. Что-то среднее между 30лентей, Наполеоновскими и разделом Польши во вторую мировую.
web_mistress From: web_mistress Date: May 12th, 2006 05:44 am (UTC) (Link)
Посмотрела как раз на праздниках его аудиокниги, что-то не решилась пока купить. :)
From: sherlock7_r Date: March 31st, 2006 08:03 pm (UTC) (Link)
когда наемные войска были преданы своему нанимателю, как греческая пехота Александру Македонскому или Дарию III.

S- Ярчайшим примером подобной преданности был всё-таки швейцарский "лев", до конца защищавший французскую "лилию" от толпы погромщиков...
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 06:50 am (UTC) (Link)
Да, швейцарцы и непальские гурки славятся на рынке наемников своей преданностью. :)
From: sherlock7_r Date: April 1st, 2006 11:28 am (UTC) (Link)
Швейцарцы ещё и в Ватикане себя великолепно проявили.
dee_elkay From: dee_elkay Date: March 31st, 2006 10:17 pm (UTC) (Link)
А в российской прессе пишут про наемников из России и Украины, которые едут в Ирак?
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 06:49 am (UTC) (Link)
Пишут, но мало. Вот, например. В основном, они сами утверждают, что едут работать в security, а не в military companies, а это действительно shadow zone в праве, вроде и не комбатанты, но directly participate in hostilities, я про это буду писать. :)
dee_elkay From: dee_elkay Date: April 1st, 2006 08:10 am (UTC) (Link)
О, эту статью я читала в местной прессе.
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 08:25 am (UTC) (Link)
Плагиаторы!!! :D
allered From: allered Date: March 31st, 2006 11:56 pm (UTC) (Link)
Постепенно появились и законы, запрещающие гражданам служить в иностранных армиях.

Сталкивалась по работе с такими товарищами пару лет назад. Наемниками были, да, но что особенно веселило - были исключительно шоферами и прочим обслуживающим персоналом и вообще не знают с какой стороны смотреть в дуло пистолету/автомату/пулемету/выхлопной трубе (нужное подчеркнуть). При том, что страны их гражданства - Алжир, Египет, Иордания - запрещают военную службу в любом виде на благо чужой страны под страхом смерти и чуть ли не без права помилования, ни один не смог внятно и убедительно объяснить что их заставило приехать на другой конец мира чтобы поучаствовать в войне - объявленная ими зарплата вдохновения не внушала. Но домой теперь ехать боятся, да.
До сих пор не пойму зачем сами себе яму рыли.
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 06:50 am (UTC) (Link)
Удивительно... :)
enola_hey From: enola_hey Date: April 1st, 2006 03:44 pm (UTC) (Link)
А чем, интересно, наемники отличаются от контрактников?
Просто "наемники" имеет несколько негативный оттенок?
web_mistress From: web_mistress Date: April 1st, 2006 07:34 pm (UTC) (Link)
Наемники - граждане другого государства. :) Контрактники воюют за свое. :) Есть еще добровольцы, которые могут за чужое, но бесплатно. ;)
From: artur_mahno Date: April 2nd, 2006 09:13 am (UTC) (Link)
Наверное все проще. Наемники - просто киллеры убивающие за деньги, которые убивая просто выполняют чей-то заказ, при этом совершая обыкновенное уголовное преступление. Контрактники - "законные солдаты", которые имеют законное право убивать (как и просто солдаты, милиция или спец подразделения) определенных врагов.
Добровольцы - убивающие за идею. С ними все то же самое что и с наемниками, только им не платят. Будет интересно почитать, когда ты дойдешь до них. Интересны твои мысли о том, какая сила толкает человека убить или умереть на чужой земле, без родины и флага.
web_mistress From: web_mistress Date: April 2nd, 2006 10:46 am (UTC) (Link)
*протяжно* Мааагаааа... Есть lawful combatants и unlawful combatants, вот контрактники - lawful ;) В общем! Женевские конвенции и первый Дополнительный протокол!!! Я тебе вышлю паучем!!! :-p
From: artur_mahno Date: April 3rd, 2006 06:37 am (UTC) (Link)
*умоляюще* Нет, только не это!:) Пауч этого не выдержит! Я только сплавил все 33 экземпляра ЖК и комментарий ко II ДП. С трудом! У меня еще есть "Основные положения ЖК" (около 50 экземпляров):)) Требую отношения ко мне как к военопленному! Прекратить пытки конвенциями! :))) Вот III ДП не помешал бы, а то уже устал объяснять жаждущим студентам "на пальцах" что именно можно запихать в этот "квадрат стоящий на одном из своих вершин":)) Конечно, я посылаю их... На сайт www...org, но они не идут:)))
Если серьезно, то я имел ввиду логическое определение, а не правовое:) Второе, часто, не поддается первому. Не сами ЖК, а их толкование и применение.
web_mistress From: web_mistress Date: April 3rd, 2006 06:41 am (UTC) (Link)
Все поддается толкованию и применению! Ты с Ксавье поговори. :) http://www.icrc.org/Web/rus/siterus0.nsf/iwpList133/4B60771B41CA05A1C3257139002A23F1 - Третий Протокол в ПДфе. :) Вы получили письмо от моего любимого Ива Даккора, что Avenue de la Paix вышло с интернал объяснением дополнительной эмблемы? :) Правда, к нам еще не пришло.
From: artur_mahno Date: April 3rd, 2006 06:53 am (UTC) (Link)
К нам тоже пока не пришло. Ты же знаешь, что у нас только после вас:)) Ксавье, как раз, может объяснить и применить логически, но ... В теории. К сожалению на практике решают не "ксавье". Вот о чем я.
web_mistress From: web_mistress Date: April 3rd, 2006 07:16 am (UTC) (Link)
Тогда надо было с Раулем Форстером говорить, он из тех, кто на практике решает. ;)
39 уже сказали / Скажите сами